Кайбицкие зори

Кайбицкий район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Культура

Ученица Большекайбицкой школы рассказывает об особенностях национального костюма чувашей

Народные традиции живут, пока их чтут.

Мы, молодое поколение, должны знать традицию и историю семьи, народа. Хочу рассказать об особенностях национального костюма чувашей, по возможности восстановить некоторые элементы одежды, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков, и я с гордостью могла бы сказать: «Это культура моего народа и я хочу, чтобы вы знали о ней». 

Чуваши — народ тюркской языковой группы, проживающий в Поволжье: в Чувашской Республике, Татарстане, Башкортостане, в Самарской и Ульяновской областях и в других регионах. Они бережно хранят свои традиции. Чувашский народный костюм — национальное достояние. По вековым традициям одежду чуваши шили сами. Основным цветом в одежде был белый — естественный цвет полотна. Цветные нити для вышивки получали окрашиванием пряжи отварами из коры дуба, корней и листьев марены и других растений.
Национальным костюмом были одежды типичные для многих поволжских народов. Основной была рубаха (кепе). Рубахи (кепе) из конопляного полотна носили и мужчины и женщины. Отличались они длиной, разрезом по вороту и обережной вышивкой. Боковые части рубахи закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского кĕпе достигала 120 сантиметров, а мужского — 80. Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины.

Особенности женских нарядов

На женских рубахах вырез ворота был посредине, в орнаменте — обереги в виде солнца. Считалось, что особые узоры защищают от злых духов. Вышивка и тесьма, которой закрывались швы, были чаще всего красного цвета. Он символизировал жизнь. Поверх рубахи надевали вышитый передник (чĕрçитти) или белый вышитый фартук (саппун). На ноги надевали штаны, так как длина рубахи была примерно до середины икры. Комплект дополняли пояс сара и украшение на бедрах яркая с вышивкой шелком и шерстью, с бахромой. Орнамент символизировал устройство вселенной.
По одежде девочек можно было узнать и их семейное состояние: в верхней части рубашки у сирот вышивали одну косую полоску вместо двух. Другим украшением были простые узоры по подолу. К 12−14 годам юные рукодельницы становились профессиональными мастерицами и начинали готовить приданое к своему совершеннолетию. Юные девушки уже могли носить передник (чěрçитти) или фартук (саппун).

Особенности мужского наряда

Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи (кĕпе) длиной до колен. Здесь грудной разрез располагался справа и завязывался тесьмой. Кĕпе низовой группы чувашей (анатри) отличались цветным клетчатым узором в красную или синюю клетку. Простые рабочие рубахи ничем не украшались, а праздничные — имели вышивку на грудном разрезе, рукавах и подоле. Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Однако мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность. Еще мужчины носили штаны (йем) и безрукавку без украшений.
Мальчиков одевали, как взрослых, только без ритуальной вышивки. Однотонный узор по вороту рубахи — единственное украшение.

Обувь и демисезонная одежда

Летней обувью повсеместно были лыковые лапти особого плетения, с онучами или суконными чулками зимой. До XIX века валенки и сапоги были признаком богатства. В 19 веке появляются кожаные сапожки и у женщин. Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав). Так же, как и женщины, зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2−3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.
Среди чувашей выделяют две этнические группы по проживанию относительно Волги: верховые (вирьял) и низовые (анатри). Между них находятся средне-низовые чуваши (анат-енчи), их говор ближе к вирьялам, а детали костюма — к анатри. В зависимости от принадлежности к той или иной группе одежда чуваш имела свои различия. Анатри многое позаимствовали у татарских народов. В вышивке основной цвет красный, а крупный геометрический рисунок переходит в растительный. В 19 веке анатри позаимствовали у купцов анилиновые красители для ткани. Повседневная одежда стала разноцветной под названием пестрядь. Тканые узоры в полоску и клетку — обычное явление. Праздничные и обрядовые одеяния остались белыми. У анат-енчи в узорах преобладают яркие краски салатового, желтого, красного цветов, присутствует и геометрический, и растительный орнамент. Пестрядь также стала их излюбленной одеждой.

Традиции вирьял ближе к фино-угорским, так как они территориально соприкасались с горными марийцами. В орнаментах вышивки используются геометрический рисунок, темные тона зеленого, синего и красного цветов. Вирьял не приняли пестрядь и даже наказывали модников физически.
С 1930-х годов традиционная одежда повсеместно стала замещаться одеждой городского типа. Однако в сельской среде национальные комплексы сохраняются до настоящего времени почти повсеместно, особенно в отдаленных районах. Главным образом, они используются в качестве праздничной и обрядовой одежды, а также в фольклорно-сценической деятельности. Традиции народного костюма развиваются в творчестве многих народных мастеров и художников, в работе предприятий народных художественных промыслов.

Национальные головные 
уборы и украшения

Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды.
Мужчины носили летние шляпы ялкас из тонкого войлока и зимние шапки селек, с высоким околышем и вытянутым верхом. Их не украшали. Старинные же головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки.
К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это головные уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (пёркенчёк).

Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику. У низовых сурпан был длинный (почти 2,5 метров) и покрывал голову. Средняя часть делалась из белого полотна, а концы сурпанов украшались узорноткаными полосками и закреплялся головной повязкой (пус тутри). Сурпан чувашек анат енчи был короче, украшения были несколько уже — это тканые или кумачовые полоски, вышивка, белые кружева. Сурпан одевался по-другому, с помощью повязки масмак. Сурпаны верховых чувашек были недлинные (120-150 см), узкие. Их изготовляли из тонкого полотна с двусторонней вышивкой. Геометрические узоры вышивок, как и у анат енчи, размещаются ярусами. Концы сурпанов украшались бахромой (сусе, ярапа), разноцветным бисером (шарса).

Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у анат енчи и анатри они широкие с крупными узорами, у вирьял — узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани. Орнамент узоров на масмаках очень разнообразный — это фигуры коней, птиц, драконов, целые орнаментированные «картины» сотворения мира.
Женщины анат енчи и анатри в прошлом носили чалму — косынку из тонкого белого холста, ею закрывалась вся голова. У чувашских женщин бытовал обычай не показывать волосы. По краям чалмы размещалась вышивка.

Шапки бывают 2 типов: хушпу и тухья. Хушпу — головной убор замужних женщин. Он имеет твердый остов, наспинную часть (хўре), украшена она монетами, бисером, раковинами каури, кораллами. Головная часть убора покрывалась семью или девятью рядами бляшек или нухраток, центральная часть украшалась узорами из ромбиков и крестиков (числом по девяти) из красных, желтых и зеленых бисеринок. На «ушах», наспинной части, по краям хушпу вешали монеты, которые при движении (пляске) издают легкий звон.
В хушпу явно ощущается стремление его создателей подчеркнуть связь красоты формы с музыкальностью.

Тухъя — сугубо девичий головной убор. Они бывают двух видов — островерхие и без острия. У тухъи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краев. Красиво оформлялся козырек убора — красным кораллом, монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические узоры. На височной части размещались по три небольшие кисти из красных, белых и зеленых бисеринок. Тухъя не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции.

Таким образом я выяснила, что сурпан, масмак, хушпу, головной платок (пус тутри) являлись головными уборами замужних женщин, а тухъя — молодых девушек.
Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстя­ные платки с бахромой. Украшения из серебра и бисера составляли с головными уборами единый художественно-образный ансамбль. В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных металлов и камней, входят нагрудные и шейные наряды (ама, шўлкеме, алка, мая, суха), перевязь (тевет), подвески (сарка), браслет (сула), кольцо (сере), поясные подвески-нахвостник (йёс хўре), поясной кошелек (енчёк), поясное зеркальце (тёкер) и др.

В чувашских женских украшениях содержатся не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы миропонимания наших предков. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения, их магическое предназначение (обереги), защита от злых духов и других опасностей. Самые ранние из украшений, которые имеется возможность исследовать, датируются началом XVIII в. (более ранние не сохранились), однако в них прослеживаются традиции, идущие из глубокой древности. Чувашские народные украшения прошлого, как вышивка и ткачество, делятся на три основных типа, в зависимости от трех основных этнографических групп народа. Подразделяются они также и по полу, и по возрасту и по семейному положению их носителей.

Нам никогда не удастся возродить Россию без чувства национального достоинства, без веры в здоровые силы народа. А для этого необходимо очень хорошо знать себя. История дает нам возможность познать самих себя. Ведь она сама — интереснейший процесс познания жизни наших предков, их особенностей, нравственных норм, идеалов и ценностей. Познавая жизнь и деяния предков, мы познаем себя, начинаем понимать, почему мы именно такие, а не иные. И здесь мы должны повести разговор о приобщении юного поколения россиян к истокам самосознания, без которых немыслимо полноценное духовное и творческое развитие личности, немыслимо осознание принадлежности к своему народу.


Анна Терентьева, ученица Большекайбицкой школы.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев