Великая победа на Волге
Исполняется 70 лет Сталинградской битве, продолжавшейся 200 дней и ночей, которая решила исход не только Великой Отечественной войны, но и Второй мировой. Судьбой мне было уготовано стать участником этой Великой Битвы.
Моя военная служба в Красной Армии продолжалась шесть лет, из которых четыре - военных. В начале февраля 1940 г. был призван в армию, начал армейскую службу в составе 169-ой стрелковой дивизии, которая находилась в г. Винница Украинской ССР.
Нас, имеющих среднее образование, сосредоточили в составе первой пулеметной роты первого батальона 556 стр. полка.
Со мною вместе оказались Шемахин Максим, Гараничев Андрей (Б. Подберезье), Мутыков Геннадий (Чутеево), Ахмеров, Галеев (Кайбицы), Токсаров (М. Меми).
Военную службу в нашем полку начали Мышев Иван, Ефимов Андрей (Ульянково), Каюмов Абрар (Б. Кайбицы), Зайцев (Корноухово), Мингазов, Баталов и др.
В мирный довоенный период заметно отличились наши земляки. Осенью 1940 г. были маневры Киевского Особого Военного Округа, в которых принимала участие 169 стрелковая дивизия. Пулеметчик нашей роты Токсаров отличился и ему от имени командира дивизии вручили именные часы.
Пулеметчик Максим Шемахин - автор гимна 556 стрелкового полка писал стихи и отражал в них нашу боевую учебу. Стихи публиковались в газете «Отважный воин». Помню, как нас, отличников боевой и политической подготовки, собрали в Доме офицеров за несколько месяцев до начала войны - 23 февраля 1941 г.
В своем выступлении комиссар дивизии отметил, что у нас есть свой поэт и продекламировал стихотворение «Взвод второй шеренги встал к штыковому бою…».
Думал ли Максим, да и мы все, что через несколько месяцев придется вести штыковой бой не с соломенными чучелами, а с коварным и сильным врагом?
Одна семья
В марте 1941 г. мне присвоили звание сержанта и назначили командиром зенитно-пулеметного расчета. Нас было пятеро. Это была единая семья из представителей разных народов, населяющих нашу Родину. Автор статьи - из Татарстана, Н. Королев и К. Волков - из Калининской (Тверской) области, Цуракаев - из Северной Осетии, шофер - из Казахстана.
С этим боевым расчетом мы вступили в Великую Отечественную войну. Нашей задачей было отражать налеты вражеской авиации. Начало Войны выдалось очень сложным для наших войск. В первые месяцы войны мы дважды попадали в окружение.
Особенно тяжелым был выход из первого окружения в районе г. Первомайска Украинской ССР. Шли кровопролитные бои, погибли командир 169 с. д. генерал-майор Турунов И.Е., комиссар полка Панькин П.В. и другие. После выходы из окружения в живых осталось очень мало. Из трех зенитно-пулеметных установок уцелела только наша. Но знамя полка было сохранено, и полк не был расформирован. Он был возрожден.
Второе окружение было под Полтавой в конце сентября 1941 г., из которого нам также удалось выйти.
Во время окружений зенитно-пулеметному расчету приходилось вести огонь и по наземному противнику.
Но впереди ждали новые испытания.
В 1942 году фашистская Германия планировала закончить войну своей победой. Был нанесен мощный удар по нашему Юго-Западному фронту с целью захватить нефтеносные районы Кавказа и заставить нас капитулировать. Наша дивизия вступила в затяжные бои с противником, который превосходил нас численностью и вооружением.
Ни шагу назад!
Летом 1942 года фашисты подступили к Сталинграду, крупному промышленному центру и важному узлу коммуникации. Без взятия Сталинграда враг не мог захватить Кавказ.
Начался оборонительный этап битвы, который длился с 17 июля по 18 ноября 1942 года.
В это тяжелое время огромную мобилизующую и вдохновляющую роль сыграл приказ И.В. Сталина №227. В приказе была суровая правда. Повышалась ответственность за судьбу Отечества. В нем говорилось: «Отступать дальше - значит погубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Из этого следует - пора кончать отступление. Ни шагу назад».
Девизом сталинградцев стали слова снайпера Василия Зайцева «За Волгой для нас земли нет».
В начале августа 1942 г. после кровопролитных тяжелых боев нашу дивизию вывели в резерв Верховного Главнокомандования в район станции Харабали Астраханской области. После пополнения личным составом, вооружением, боевой техникой дивизия была готова к новым боям.
17 октября 1942 г. был получен приказ следовать в Сталинград. Наш полк был погружен на воинский эшелон. Прикрытием в пути от авиации врага был только наш один зенитно-пулеметный расчет, что было далеко недостаточно.
На станции Верблюжья на эшелон налетели пикирующие бомбардировщики «Юнкерсы-88». Расчет вступил в неравную схватку с врагом. Каждый занял свое положенное место. Первый номер - наводчик Николай Королев вел огонь против самолетов, но был убит осколком бомбы, а я легко ранен.
Николай Королев был посмертно награжден вторым орденом «Красной Звезды». За время войны он лично сбил три самолета, о чем писала дивизионная газета
Во время налета наш 556 полк понес большие потери, погиб командир полка Александров, многие наши товарищи.
Переправившись через Волгу, 169-ая стрелковая дивизия вошла в состав Сталинградского фронта и заняла оборону южнее г.Сталинграда с задачей не допустить врага к Волге.
Это означало: «Стоять насмерть». Для нас началась героическая оборона Сталинграда.
Героическая оборона города
В ходе оборонительных боев бойцы нашей дивизии проявляли массовый героизм. Например, красноармеец нашего полка И. Карханин, презирая смерть, ценою своей жизни уничтожил вражеский ДЗОТ, из которого бушевал смертельный свинцовый огонь над нашими бойцами. Своим телом он закрыл амбразуру ДЗОТа. Пулемет умолк, боевой приказ был выполнен.
Посмертный подвиг совершили 33 воина-героя во главе со ст. лейтенантом П.И. Логунцовым. Они защищали высоту. Против них немцы бросили 13 танков. Завязался ожесточенный бой. Боец Насыров из станкового пулемета отсекал пехоту, остальные вели огонь по танкам, используя противотанковые средства. Большинство танков были подбиты. Из героев осталось в живых семь человек. Но рубеж, который они занимали, враг не захватил. Дивизионная газета «Отважный воин» поименно назвала каждого из них. «Запомните их имена, - говорилось в газете. - Они встали на пути танков и сказали: «Нет, не пройдете!» Это сделали наши богатыри во имя спасения Родины. Во имя спасения жизни на земле. Будьте достойны их».
Отличилась медицинская сестра Таня Бородина. Она всегда была в боевых порядках пехоты, оказывала помощь раненым бойцам, но в одном из боев погибла.
Среди защитников Сталинграда, но в другой дивизии, был и наш земляк Субботин И.П. (д. Корноухово) - бронебойщик, впоследствии ставший полным кавалером Ордена Славы.
Героическую оборону Сталинграда вела 62 Армия под командованием генерала В.И.Чуйкова. Особенно ожесточенные бои шли на Мамаевом кургане. Южную часть города занимала 64 армия под командованием генерала Шумилова М.С. Обе армии впоследствии стали гвардейскими, а командующие этих армий по их завещанию в послевоенные годы были похоронены на Мамаевом кургане.
Наша дивизия входила в состав 64 армии. Немцы в двух местах вышли к Волге, но взять город не смогли. Бои шли за каждый дом, за каждую комнату.
6 ноября 1942 г. личный состав Сталинградского фронта поклялся Родине, что не допустит врага к Волге. В ней говорилось: «Здесь под Сталинградом решается вопрос: быть или не быть советскому народу. Мы клянемся, что до последней капли крови, до последнего дыхания, до последнего удара сердца будем отстаивать Сталинград». Эту клятву подписал и наш зенитно-пулеметный расчет.
Неоднократные попытки немцев под командованием Паулюса взять город не увенчалась успехом.
В это время Ставка Верховного Главного командования составила план разгрома немецкой армии под кодовым названием «Кольцо».
Решительное наступление
19 ноября 1942 г. начинается второй этап Сталинградского сражения - наступательный. В этот день войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Ватутина, и Донского фронта - под командованием генерала Рокоссовского начали наступление.
20 ноября перешел в наступление и наш Сталинградский фронт под командованием генерала Еременко. Войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов в районе города Калача (на Дону) окружили трехсоттридцатитысячную армию генерала Паулюса, которому накануне пленения Гитлер присвоил звание фельдмаршала, сказав, что фельдмаршалы в плен не сдаются.
Немецкое командование пыталось деблокировать окруженные войска, создав в районе станции Котельниково сильную группировку своих войск, укрепленную свежей танковой дивизией, переброшенной из Франции под общим командованием фельдмаршала Манштейна.
Немцы стали двигаться в сторону Сталинграда. Нашему расчету было приказано подготовиться к отражению наземного противника, с какой бы стороны он не появился. Ставка Верховного Главнокомандования перебросила 2-ю гвардейскую армию (командующий Р.Я. Малиновский), которая и сыграла решающую роль в разгроме Манштейна.
Немцы пытались оказывать помощь Паулюсу, доставляя транспортными самолетами «Юнкерс-54» боеприпасы, продовольствие. Нашей задачей зенитчиков было не допустить самолеты врага в секторе своего обстрела, с которой мы успешно справлялись.
Ликвидировать окруженную группировку было поручено Донскому фронту под командованием К.К. Рокоссовского. 9 января 1943 г. командование фронтом предложил капитуляцию, обещая пленным сохранить жизнь, а раненым оказать помощь. Но Паулюс, выполняя приказ Гитлера, отказался принимать наше предложение.
Начались завершающие бои. 10 января первый батальон нашего 556 стрелкового полка провел разведку боем, чтобы выявить огневые точки врага. Особо отличилась группа воинов во главе с лейтенантом Шустовым, в которой были Румянцев-русский, Валеев - татарин, Вышинский - еврей, Аванесов - и др. На каждого воина приходилось не менее пяти врагов. Завязался неравный бой, в котором все они погибли, но никто из них не отступил ни на шаг. Ради устрашения нас противник положил их тела на бруствер окопа: «Рус, и с вами так будет», - кричали немцы.
Несмотря на упорное сопротивление врага, воины Донского фронта, в том числе и наш 556 стрелковый полк, успешно вел бои по ликвидации окруженного врага севернее города.
31 января 1943 г. фельдмаршал Паулюс вместе со своим штабом сдался в плен. Всего в плену оказалась 91 тысяча немецких солдат, в том числе 2 500 офицеров и 24 генерала.
2 февраля 1943 г. завершилась Сталинградская битва с полным разгромом врага.
В Германии был объявлен трехдневный траур.
В городе Сталинград наступила тишина. Пока проходила ликвидация группировки, Юго-Западный фронт отогнал немцев на 200-253 км от Сталинграда.
Впереди - еще целая война
Сталинградская битва внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной войны, но и всей Второй мировой. Советские вооруженные силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны. Поражение фашистского блока под Сталинградом потрясло Германию, способствовало активизации движения Сопротивления в странах, оккупированных фашистами. Япония была вынуждена отказаться временно от планов активных действий против СССР, Турция решила сохранить нейтралитет и не вступать в войну на стороне Германии.
Выдающееся значение Сталинградской битвы и триумф в ней советского военного искусства получили широкое признание во всем мире.
Воины - Сталинградцы были награждены медалями «За оборону Сталинграда». Я был награжден этой медалью и в моей Красноармейской книжке, которую мне выдали при демобилизации, было записано: «Принимал участие в героической обороне Сталинграда с 20 октября 1942 г. по 27 января 1943 г. Награжден медалью «За оборону Сталинграда» за номером В №15244».
Впереди еще была целая война, но она уже повернула на Запад, в сторону фашистской Германии.
На карте нашей страны нет города под названием Сталинград. Но его именем во многих странах названы площади, улицы, метро. В Париже, например, есть площадь «Сталинград», станция метро и улица, потому что Сталинград - это место величайшего сражения ХХ века, когда для нашей страны вопрос стоял: «Быть или не быть». И мы победили! Самое важнейшее русское слово - это Победа. В нем и отвага, и самопожертвование и скорбь, и ликование. Война завершилась полной победой Советской Армии.
Поклонимся сталинградцам - павшим, ушедшим и живым.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев