Кайбицкие зори
  • Рус Тат
  • Наш земляк из Камылова покорил небо

    Величественные очертания грозного бомбардировщика, который, сотрясая своим гулом ясное небо, летел на высоте видимости, долго не стирались с памяти мальчишек, засмотревшихся в голубую небесную высь.

    Среди них оказалось много мечтателей:
    - Эх, слезть бы с лошади и посидеть бы в кабине самолета!
    Майор Григорий Захаров, который приехал из Казани и учил юношей военному делу в Старотябердинской школе, узнав, что семеро из выпускников 1981 года желают учиться на летчика, был крайне удивлен. Однако, направление в Качинское военное училище на летчика-истребителя районный комиссариат выдал только двум Степановым - Геннадию из Камылова и Сергею из Старого Тябердина. А в Казани, в Татвоенкомате, из-за своего небольшого роста заявление Геннадию пришлось писать снова. Их путь лежал в Саратовское училище. По приезде на место стало известно, что здесь готовят военных вертолетчиков. В конкурсном порядке из 2500 юношей были отобраны пятьсот курсантов. Период учебы в 1981-1985 годы, как будто, состоял из сплошных испытаний. То есть, если учитывать, что из пятисот курсантов диплом получили только четыреста, то обоим Степановым пришлось приложить немало усилий, чтобы остаться в строю. И при устройстве на работу сын колхозников Николая и Прасковьи Геннадий Степанов не надеялся на преимущество. С направлением на руках в ноябре 1985 года разыскал Одесский военный округ. Из штаба был направлен летчиком-штурманом в Херсонский отдельный транспортно-боевой вертолетный полк. Командир опытного экипажа с бортовым техником, который всегда контролирует «дыхание жизни» вертолета, начал слаженно работать на «МИ-8». Данный транспорт, произведенный в Казани, без груза имеет вес около семи тонн, вмещает 24 военнослужащих, поднимает пять тонн груза, с 3600 литрами топлива может лететь на расстояние 700 километров. Военный транспорт при необходимости высаживал воинов в неизвестной местности. Участвовал в притеснении неприятеля, сбрасывая бомбы в определенных точках. Высаживал десант в море или в степи.
    Вертолетчик привлекался к выполнению и других задач. Например, в связи с неожиданным взрывом на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 года в течение часа отправился в дорогу. Здесь Геннадию выдали спасательный костюм, обернутый свинцовой пластинкой. Но из-за неподъемной тяжести он не был одет. Его постелили на пол для защиты от невидимых лучей, которые поднимались снизу. Он валялся под ногами с шести утра до семи вечера. А вертолет поднимался вверх, зацепив на свой крючок сверток с тремя тоннами песка или камня. Груз с парашютом сбрасывался вниз с высоты 110-130 метров. Потом в Одесском госпитале были проведены обследование и лечебные процедуры. В августе бесстрашному Геннадию Степанову был дан новый приказ: «Отправиться летчиком-штурманом в 4 вертолетное звено в Афганистане!»
    Военный летчик приступил к службе в 50-ом смешанном авиационном полку в Кабуле. До 10 сентября 1987 года высаживал десантников в горах и селах. Обычно на борт брал 12-15 военных. У каждого из них за спиной мешок весом 40 килограммов. Брали автомат для атаки и защиты, пулемет, гранатомет, необходимое количество патронов. Летчик часто привлекался и для проведения радиоразведки координат размещения противоборствующей стороны. Геннадий участвовал и в спасательных операциях, если наши вертолеты и истребители были сбиты неприятелем. Доставлял раненых и погибших. Понятно, приходилось оказываться в разных ситуациях. Так, однажды во время наступления в Паншерском ущелье, несмотря на то, что из неисправного бака вытекло 760 литров керосина, с оставшимся в двух баках топливом смог долететь до аэродрома. За героизм в мае 1987 года был награжден орденом Красного Знамени.
    После того, как попал в госпиталь в Кабуле, ему, словно в сказке, пришлось встретить и одноклассницу Валентину Никитину, с которой учился в Старотябердинской школе. Ровесница после окончания Чебоксарского медицинского училища отважилась поехать работать в Афганистане. Таким образом, волею судьбы два одноклассника встретились в палате горно-долинной страны.
    Встреча, в которую нельзя поверить, состоялась в декабре 1986 года. В это время стало известно, что медперсонал будет отдыхать до 5 января. Пользуясь этим, Геннадий Степанов попросил разрешения съездить на родину. Домой приехал как новогодний подарок. Услышав это, пришла и мама Вали.
    - Принесла пять мотков пряжи, - сказала она. - Передай их, пожалуйста, дочери!
    После окончания военной службы в Афганистане Геннадию, вышедшему живым-невредимым из огненного пекла, предоставили 45 дней отпуска. Умного, трудолюбивого, привлекательного юношу начальник госпиталя хотел познакомить со своей дочерью. Обещал прекрасное будущее. Только молодой вертолетчик был не из тех, кто делает карьеру благодаря покровителю в лице свекра. Объяснив, что на родине его ждет возлюбленная, поспешил в Камылово. Он женился на Галине Ананьевой, которая окончила строительный техникум в Казани. С женой после свадьбы поехали в Херсон. Здесь появилась на свет дочь Лена. А когда ребенку было всего три месяца, военному летчику дали очередной приказ. В октябре 1988 года «для выполнения интернационального долга» его направили в Сирию. Обмундировавшись в форму солдат той страны, он участвовал в ликвидации конфликта с Израилем. Вернее, присоединившись к радиоэлектронной борьбе, в течение года с вертолетом находился на боевом дежурстве. Штурман, который прошел закалку в горячих точках, опасных уголках, в 1993 году был привлечен и к Абхазскому конфликту. Был направлен в грузинский город Кутаиси. В Кадорском ущелье, находящемся между двух гор, провел три недели, равные трем годам. С 14 вертолетчиками перевез в Кутаиси тысячи оказавшихся в беде людей, которые бежали от войны, доставлял их за горы. Служба в Херсонском отдельном транспортно-боевом вертолетном полку прервалась в мае 1995 года. В книжке зарегистрировано 2600 часов полета. Потом, когда была остановлена отправка на помощь во время чрезвычайных ситуаций, оставшись на земле с вертолетом, стремящимся подняться в небо, Геннадий Николаевич ушел на отдых - на пенсию. Продав квартиру, взяв жену, дочь Лену и сына Андрея, переехал в Казань. К сожалению, в Татарстане, где производят вертолеты, для него не нашлось работы в качестве летчика. Сокрушаясь всей душой, капитан в отставке с неба на землю спустился уже насовсем. Вначале устроился на службу в охрану. Затем, усвоив азбуку строительства, с должности рабочего поднялся на должность начальника цеха по изготовлению окон-дверей, прораба, заместителя директора.
    Однако, его глаза до сих пор смотрят в небо. Хотя и знает, что после пяти лет перерыва разрешение на полет не дают, если увидит в небе вертолет, сердце Геннадия начинает биться чаще. Его душа всегда стремится в высь.

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: