Кайбицкие зори

Кайбицкий район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Тема дня

Николай Назаров из Молькеева 9 мая встретил на острове Рюген

Альбомы, оформленные школьниками об учителях-фронтовиках, сражавшихся в Великой Отечественной войне, я увидела на вечере встречи в музее Молькеевской основной общеобразовательной школы. В одном из этих альбомов нашла и воспоминания своего отца - Николая Назаровича Назарова.

из химиков - в связисты

Мой папа родился в 1926 году в деревне Чутеево Янтиковского района Чувашской АССР. До 1950 года был членом ВЛКСМ. В ноябре 1943 года призвался в Красную Армию и был направлен в 9-й отдельный батальон химической защиты в качестве курсанта химической разведки. После окончания учебы его, сержанта химической разведки, направили на фронт. Но на фронте, скорее всего, химики были не нужны, и он в качестве старшего линейного надсмотрщика был направлен в 198-й отдельный гвардейский батальон связи.

В эти дни доблестные советские войска продвинулись уже далеко вперёд, на запад. Ими уже была освобождена Варшава - столица Польши.

Из воспоминаний отца:

«Варшаву мы прошли ночью пешком. На следущий день нас, новое пополнение, начали обучать, как тянуть кабельно- шестовую линию. Для нас все пока было ново: шест, медная проволока в железной катушке и телефонные аппараты. На первом тренировочном занятии, приближенном к боевой обстановке, мы неплохо справились с поставленной задачей. И вот я после нескольких таких тренировок стал связистом. Наш батальон действовал в составе 40-го стрелкового корпуса. Бои шли за ликвидацию Данцигской группировки на территории Польши. Фашисты яростно сопротивлялись. Тут было много русских власовцев, которые сопротивлялись до последнего патрона.

Началась распутица: кругом грязь, слякоть по колено, об отдыхе нечего было и думать, одежда была всегда мокрая. Но боевого духа мы не теряли, судьба фашистов в этой группировке была уже решена.

В это же время в Прибалтике шли бои за ликвидацию двух фашист­ских груп­пировок. Было взято много пленных, уничтожена боевая техника. После ликвидации Данцигской группировки наш 40-й корпус, в том числе и наш батальон связи, двигались на Запад. Враг бежал без оглядки. Во время боевых операций мы едва успевали обеспечивать связью боевые соединения и части. И в этих боях было уничтожено 20 немецких дивизий.

Мы обеспечивали связью штабы дивизии и наблюдательные пункты. Порой бывало очень тяжело, часто приходилось выходить на исправление обрыва линии и днем, и ночью, особенно, когда в бой вступали танки, тягачи, самоходки. Сматывали линию гусеницами, ломали шесты. Иногда приходилось тянуть несколько километров линии заново.

освобождение города штеттин

Рано утром, когда начало чуть-чуть светать, мы подошли к реке Одер. Кругом тихо, туманно. Железнодорожный мост был взорван. Нашему взводу дали боевое задание форсировать реку Одер и обеспечить связью одно из соединений, действующих в этом районе. Враг молчал, не стали стрелять и наши. Наш взвод сел на лодки и двинулся на тот берег. Там сразу начали тянуть кабельную линию вдоль железной дороги. В то время форсировали Одер еще несколько лодок из других частей Советской Армии.

И вот однажды солдат, который шел по тропинке в 25-30 метрах впереди меня, не пройдя даже пятидесяти метров от моста, взлетел в воздух: попал на мину. Чуть позже мы узнали, что гитлеровцы оставили город. Но дороги, мосты, здания и даже отдельные вещи в комнатах были заминированы. В этот день, я и сам чудом остался в живых. Многие наши бойцы остались лежать там не от пуль - от мин.

За эту операцию я был награжден польской медалью «За Одер и Ниссу!» Громя фашистов, все войска шли на Запад. В конце апреля дошли до Северной Германии, до города Штральзунда, до острова Рюген в Балтийском море. Этот остров связан с материком широкой дамбой, которая была взорвана в нескольких местах. Саперы быстро соорудили понтонные мосты, и мы начали тянуть связь на остров. Не прошло и несколько дней, как отсюда фашистов выбили в море. На острове Рюген 9 мая я встретил День Победы.

лучшие годы - вдали от родины

После завершения Великой Отечественной войны мне пять лет беспрерывно пришлось служить в группе оккупационных войск в Германии. Эти годы - самые лучшие годы молодости - я провел вдали от Родины, от родных и близких. Они тоже были нелегкими. Всего прослужил семь лет. Был командиром отделения, помощником командира взвода, затем командиром взвода. Имел десятки благодарностей от командования части, ценные подарки».

сыновей звали одинаково

На войне воевали два брата: Степан Максимович Самарин, 1911 года рождения, погиб на фронте, а другой брат Николай Максимович Самарин, 1909 года рождения вернулся, умер в 1982 году.

Папа ушел на фронт осенью 1943 года из этой семьи. Мать отца - моя бабушка - Фекла Митрофановна Митрофанова, 1883 года рождения, в 1929 году вышла замуж за Максима Самарина. Папе было тогда три года. И он носил фамилию Самарин Николай Максимович, хотя был рожден от Назара в 1926 году. Но, видимо, документов не было. Таким образом, до 1950 года двое сыновей в семье носили одинаковые имя, отчество и фамилию. А в 1950 году, отслужив семь лет в Германии, папа вернулся на Родину и взял фамилию своего отца - Назара.

он - гармонист, она - певунья

В 1950 году папа женился на моей маме - Агние Илариевне. До войны они учились в одном классе. Мама в молодости была певуньей в деревенских хороводах, а папа хорошо играл на гармони. После окончания Казанского педучилища в том же году она стала работать первой пионервожатой в Молькеевской семилетней школе. Воспитали семерых детей. Где и кем только не пришлось работать отцу, чтобы прокормить семью из десяти человек! Он был и механизатором, и директором дома культуры, и председателем сельского совета. Окончив трехлетние курсы рисования в 1966 году, начал преподавать в Молькеевской восьмилетней школе. Со временем окончил подготовительные курсы по труду.

последняя встреча

В часы досуга отец часто вспоминал своих фронтовых друзей, с которыми пришлось вместе воевать, а потом и служить в оккупационных войсках в Германии. Так, спустя 36 лет после войны, папа поехал в Башкирию в село Салихово Макарского района к своему фронтовому другу Абдрахиму Каримову. Нескончаемые разговоры ночи напролет, дополняя друг друга, вспоминали военные дни, свою молодость и на прощание дали слово - навестить друг друга. Абдрахим сдержал слово: приехал со своей женой в 1981 году. Никто не думал, что это будет последняя встреча друзей войны. Папы не стало 25 мая 2000 года. Ему было всего 74 года. В этот день погода словно знала, кого хоронят: расцвели деревья, кругом зелень. Тихо шелестели листья, провожая на последний путь солдата - гвардии сержанта, связиста - защитника Родины Николая Назарова. Спустя 14 лет 20-го марта 2014 года из жизни ушла и мама.

Дети и внуки, приехавшие из разных уголков страны, склонили голову над могилой любимого отца. Как хочется, чтобы фронтовики жили подольше. Сегодня, мы - дети, которые живем в Москве, Ивангороде, Великом Новгороде, Эстонии, Санкт-Петербурге и в селе Молькеево Кайбицкого района, говорим: «Спасибо вам, что вы дали красивую жизнь!». Низкий поклон Вам, фронтовики и труженики тыла, которые ускорили радость Победы!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

1

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Николай Назаров из Молькеева 9 мая встретил на острове Рюген