Кайбицкие зори
  • Рус Тат
  • Почему так важно, чтобы у детей была правильная речь? Интервью с учителем-логопедом Большекайбицкой средней школы

    Рождение ребенка - для каждой семьи большая радость. Он растёт, начинает познавать мир, и каждый день открывает для себя что-то новое. И конечно же, родителям хочется, чтобы малыш, делая свои первые и самые важные шаги, чувствовал себя вполне комфортно и уверенно. Но полноценное развитие личности невозможно без воспитания у него...

    - Нурия Салиховна, какие проблемы развития речи у детей наиболее частые? И с чем вы их связываете?
    - Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Существует много различных причин нарушений речевого развития: экологические проблемы, осложненная беременность матери, травмы, асфиксия во время родов, заболевания в первые годы жизни ребенка, наследственный фактор, неблагоприятные социально-бытовые условия, двуязычие (родители разговаривают на смешанном языке и это отрицательно влияет на формирование правильной речи ребенка) и другие. Надеяться на чудо и ждать, что нарушения речи у ребенка с возрастом пройдут сами по себе, не стоит. Как только Вы заметили у своего чада какие-либо дефекты произношения, поспешите на прием к логопеду.
    - В каком возрасте нужно начинать заниматься с логопедом?
    - Занятия с логопедом необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять речевые нарушения с возрастом становится все сложнее. 20-25 лет тому назад рекомендовали заниматься только с пяти лет, так как в этом возрасте у детей формируются все звуки, они умеют составлять предложения и понятно излагать свои мысли, делиться впечатлениями и переживаниями. Сегодня специалисты рассуждают иначе: если в речи ребенка существуют какие-либо отклонения, которые не исправляются, можно и даже нужно в два-три года обратиться к логопеду. В это время ребенок еще не привык к неправильному произношению звуков, речевые органы пластичны и легко поддаются коррекции.
    - Проблемы с речью может устранить только логопед, или же родители могут решить проблему, занимаясь со своим ребенком самостоятельно?
    - Некоторые простые речевые дефекты можно исправить и без логопеда. Для пополнения словарного запаса и совершенствования речи также не всем нужен специалист. Чтобы достичь этого, необходимо с первых дней рождения ребенка правильно говорить на родном языке. В 2-3 месяца у ребенка появляется «гуление» (прообраз речи), он делает первые попытки лепетания, в 5-6 месяцев «отвечает» на разговор взрослых, обращает внимание на слова, тембр голоса и интонацию. В 2-3 года- в результате активного подражания взрослым у ребенка формируется способность грамматического построения речи, а также накапливается свой словарный запас, он строит на этом этапе целые фразы. В этом возрасте он ещё может неправильно произносить некоторые звуки. Если речевое развитие будет развиваться нормально, к 5 годам его речь должна полностью сформироваться (словарь, грамматические конструкции, различение звуков). Ребенок должен правильно произносить все звуки и без проблем строить целые фразы.
    - Может ли повлиять на развитие речи тот факт, что ребенок левша?
    - В последние годы количество леворуких детей становится больше. Во многих случаях родители пытаются переучить их на правую руку. Психологи рекомендуют не «переключать» таких детей, так как процесс этот непростой, и связан он с деятельностью головного мозга (доминантностью полушарий). У таких детей фонематический слух и артикуляция формируются позже. Поэтому им сложно различить слова и понимать грамматические законы. А словосочетания и целые предложения запоминают легче. Это надо иметь в виду. На самом деле, в большинстве случаев леворукость не является первопричиной речевых нарушений.
    - Говорят, заикание возникает из-за испуга, правда ли это?
    - Многие уверены, что заикание возникает от испуга или "громкого" конфликта родителей - то есть после какой-то психотравмы. Но все дети иногда пугаются, порой очень сильно, и далеко не все после этого начинают заикаться. Значит, дело не только в испуге. Причин всему этому несколько. Но главная из них- слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, скарлатины, менингита, энцефалита) или вялотекущей хронической патологией- ревматизм, воспаление легких и так далее. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Иногда дети уже рождаются с ослабленной нервной системой - например, из-за неблагоприятного протекания беременности. Есть и другие причины - психологические. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей при ребенке, суровое отношение к нему, противоречивые требования старших членов семьи ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство. Кстати, нежелательно как отставание, так и слишком бурное развитие речи. Бывает, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и тоже начинает заикаться.
    - Еще в младенчестве родителям могут сказать, что у их ребенка короткая уздечка языка, и рекомендовать ее подрезать, дабы в дальнейшем избежать проблем с речью. Всегда ли оправдано хирургическое вмешательство? Может ли ребенок с короткой уздечкой чисто говорить?
    - Подъязычная уздечка в норме имеет длину не менее 8 мм и прикрепляется примерно посередине между корнем и кончиком языка. Короткая уздечка языка может привести к возникновению двух групп проблем: первая группа - это проблемы, связанные с кормлением новорожденных (короткая уздечка затрудняет сосание). Обычно в этой ситуации проблемы выявляются в раннем детском возрасте, то есть в первые 3 месяца жизни, и педиатр принимает решение о подрезании уздечки. Другая группа проблем связана с речью, точнее с тем, что при короткой уздечке языка возникают сложности с произношением определенных звуков (так называемых «верхнеязычных» звуков).
    - Большинство врачей едины во мнении, что короткую уздечку следует подрезать, если она плохо влияет на способность ребенка сосать молоко или произносить отдельные звуки. Когда короткая уздечка не сказывается негативно на процессах звукообразования и формирования прикуса, то в таких случаях оперативное вмешательство не требуется. Хочу сказать, что есть специальные упражнения и приемы логопедического массажа, с помощью которых логопед может растянуть короткую уздечку. В моей практике был лишь один случай, когда родителям было рекомендовано обратиться к хирургу по поводу этой проблемы. Во всех остальных случаях удавалось избежать хирургического вмешательства. Надо отметить, что, во-первых, за этим стоит большой труд; во-вторых, это зависит от возраста ребенка (чем раньше обратишься к специалисту, тем легче растянуть уздечку).
    - Ваши практические советы. Какие упражнения нужно делать с ребенком дома или заниматься, чтобы его речь формировалась правильно и была красивой?
    -В первую очередь надо помнить, что ребенок только тогда может красиво и правильно говорить на своем родном языке, когда он хорошо слышит речь взрослых и различает звуки. Поэтому необходимо развивать навыки слухового восприятия устной речи. Здесь на помощь приходят обычные игры. Например, на столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Также можно говорить голосом знакомых для вашего малыша сказочных персонажей, а он должен угадать и назвать его или показать этих героев на рисунке. Артикуляционная гимнастика, эффективность которой доказана давно, тоже может прийти на помощь в коррекции звукопроизношения. Об этом много информации и в интернете, и на страницах специальной литературы. Полезно сделать специальные упражнения для различных органов речи (язык, губы, щеки и др.). Эти упражнения должны выполняться перед зеркалом, еще лучше, если под музыкой. Желательно делать их ежедневно в одно и то же время.
    По словам ученых, которые изучают деятельность головного мозга и психику детей, развитие пальцев рук (мелкая моторика) напрямую связаны с развитием речи. Если развитие мелкой моторки соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Уже в 6-10 - месячном возрасте детям даются упражнения для пальчиков и кистей рук. Одновременно можно произносить скороговорки и петь частушки.

    Реклама

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: