Андрей Кузьмин: «Сокращение тиражей компенсируем посещаемостью сайтов»
Как будет развиваться региональная пресса в эпоху блогеров и рекламы в Instagram, какая судьба уготовлена печатным изданиям, рассказал РБК-Татарстан генеральный директор «Татмедиа» Андрей Кузьмин
- Аудитория печатных изданий уходит в интернет, этот процесс не остановить. Какова динамика сокращения тиражей и роста просмотров интернет-версий у изданий «Татмедиа» по итогам первого полугодия 2018 года?
- Если говорить о статистике, то в 2016 году летняя подписка составляла более 250 тыс. экземпляров, а число подписчиков на официальных страничках «Татмедиа» в соцсетях было около 538 тыс. человек. В 2017 году отмечено незначительное падение тиража около 9%. Тираж печатных СМИ стал чуть менее 227 тыс. экземпляров, а число подписчиков выросло до 919 тыс. человек. В 2018 году падение тиража также составляет около 10% а число подписчиков перевалило за 1,2 млн человек.
- То есть общая аудитория растет?
- В соцсетях аудитория растет очень активно. Понятно, что это процесс временный, но точка насыщения пока не настала. Если судить только по соцсетям, суммарная аудитория «Татмедиа» выросла вдвое с 2016 года. При этом, мы не берем в расчет число уникальных посетителей и просмотры на официальных сайтах «Татмедиа». А эти цифры тоже растут. Падение тиражей есть, но влияние наших изданий на аудиторию только укрепляется. Здесь нужно отметить такой важный критерий, как число переходов на сайты из соцсетей. Очень серьезный рост посетителей дает «Татар-информ». После прихода новой команды агентство очень сильно укрепило свои позиции. Сегодня по индексу цитируемости и по числу посетителей он находится в тройке ведущих интернет-изданий Татарстана.
Реклама
- Переход читателей в интернет - это дорога в один конец?
- Цифровизация развивается стремительно, замедлить этот процесс невозможно, да и не нужно. В этом процессе важно найти свой путь, свою нишу. На мой взгляд, основной тренд мультимедиа в том, что он очень быстро меняется. Еще лет 10 назад мы в самых смелых мечтах не могли предположить, что основным поставщиком контента для аудитории могут стать сами люди, которые размещают информацию в соцсетях, а средством доставки контента станут мобильные телефоны. Очевидцы событий ведут прямые эфиры в сетях интернет и потребителями этих новостей становятся достаточно крупные аудитории. В свое время была популярна передача «Сам себе режиссер», а сегодня каждый сам себе журналист. Любой может стать блогером, набрать сотни тысяч подписчиков, поменять свою жизнь, профессию, заработать на этом денег. Это ставит профессиональных журналистов в сложную ситуацию. Но это новые реалии, это обстоятельство, которое заставляет меняться, осваивать новые методы создания контента и его распространения. «Татмедиа» как и все государственные структуры тоже меняется. Мы плотно занимаемся вопросами создания и распространения контента. Мы полностью перестроили вся технологическую цепочку от создания контента до его потребления читателем, зрителем, или слушателем. Если раньше журналист писал статью и шел домой. Сегодня его работа кардинально изменилась. Журналист выезжает на место события, делает фотоснимки, пишет информацию для сайта, сообщения для социальных сетей. При необходимости делает трансляцию с места события. К такому стилю работы приходят все наши редакции.
- Тяжело дается перестройка журналистам?
- Наши сотрудники поняли, что этот процесс неизбежен. Либо ты продолжаешь оставаться лидером общественного мнения в своем регионе, либо твою нишу занимают посторонние люди, блогеры. Сейчас очень просто создать сайт, посадить человека, который будет отовсюду собирать новости. Для привлечения просмотров можно накидать на сайт побольше криминальных новостей, дорожных аварий, прочей «чернухи». Понятно, что такие сайты живут не долго. Читателя не обманешь, аудитория всегда ищет качественный контент. У изданий «Татмедиа» есть серьезный ресурс в виде доверия читателей, который мы не можем потерять. Мы помогаем сотрудникам перестроиться, проводим обучения, вебинары, приглашаем федеральных спикеров. Мы даем понять журналистам, что нужно работать на том поле, где сегодня находится читатель. А он в соцсетях. И здесь есть важный момент: та новость, которая пишется для газеты или сайта, не подходит для распространения в соцсетях. Здесь должны быть разные тексты и разные заголовки. Работа журналиста в редакции сильно усложнилась, но я благодарен нашим коллегам за то, что они меняются. Немного сложнее это дается сотрудникам редакций журналов. Там более специфическая аудитория и контент. Не все редактора могут работать в современных условиях. Они делают серьезные качественные тексты, но не могут донести это до максимального количества людей. Хотя есть и положительные примеры: журнал «Сююмбике» увеличил в 3 раза посещаемость сайта всего за 1 год. Сейчас его читают около 2 тыс. уникальных посетителей в сутки. Я считаю это серьезным достижением для татарского журнала с узкой целевой аудиторией. Все зависит от психологии редактора, желания и понимания, куда двигаться дальше. Здесь важно пояснить, что мы перестроили работу и самого головного управления «Татмедиа», был создан отдел по работе с соцсетями. Наши сотрудники не только занимаются продвижением новостей о жизни республики, но и проводят обучение редакций тому, как работать в соцсетях.
- А как цифровизация отражается на структуре редакций?
- Мы создали на базе «Татмедиа» максимальное количество мультимедийных редакций. В городах и районах раньше были отдельные редакции газет, телекомпаний, радиостанций, и они варились в собственных мирках. Сейчас они объединены. При этом наибольшее значение уделяется развитию сайтов и работе в соцсетях. Это привело к тому, что в городах и районах формируется единая информационная политика. Журналисты обсуждают на планерках новости, как их отрабатывать, как подавать информацию на сайте и в соцсетях, какие использовать фотографии и видеоролики. Сайты, которые мы создали в районах, уже стали лидерами общественного мнения на своих территориях. Они ежедневно собирают 2 – 4 тыс. уникальных посетителей в сутки даже в небольших районах, а в Набережных Челнах сайт «Челнинские Известия» собирает 22 тыс. посетителей в сутки. Мы готовы к падению тиражей, у нас ведется системная работа по плавному переходу в цифровое поле. При этом мы неоднократно заявляли, что будем до последнего поддерживать печатные СМИ. Есть огромное количество людей, особенно в наших районах, которые привыкли получать информацию из газет. И пока у нас будет подписчик, мы эти процессы не свернем. Особенно это касается татароязычной прессы, детских журналов. За последние годы мы не закрыли ни одного издания. Мы занимаемся их поддержкой и помогаем удерживать подписчиков.
- При этом как-то используется административный ресурс?
- Роль административного ресурса, на мой взгляд, сильно преувеличена. Возможно в районах главы администраций могут что-то кому-то указать. Но бабушки лучше других умеют считать деньги и отказываются от подписки не потому, что газета не интересная, а потому что дорогая. И в этом большая роль «Почты России», которая постоянно повышает расценки. Почтальоны в селах получают мизерную зарплату, от них сложно ожидать эффективной работы по стимулированию подписки. В некоторых районах они переведены на трехдневную рабочую неделю.
- Каков на ваш взгляд главный инструмент стимулирования подписки?
- Давайте скажем честно, на сегодняшний день печатные СМИ полностью потеряли свою новостную функцию. Взяв газету из почтового ящика, читатель уже знает все последние новости. Поэтому мы стараемся подавать через «печатку» аналитическую информацию, более глубокую, снабжённую комментариями специалистов. Здесь хитрых рецептов нет: чтобы быть востребованным нужен интересный контент. Читатель должен знать, что стоит за тем или иным событием, что это даст конкретно ему в конкретном сельском районе. Важно, чтобы читатель получил мнение главы района, своих соседей, профессиональных юристов, а затем составил собственное мнение. Только такие статьи могут сподвигнуть читателя подписаться на издание. На мой взгляд, главный инструмент в подписке – это важность и полезность издания.
- Как отражаются тенденции на состояние рынка рекламы?
- Ситуация непростая. Рекламодатель пока с опасением относится к размещению рекламы в соцсетях. Мы стараемся поменять мировоззрение рекламодателей, убеждаем партнеров, что реклама в соцсетях может быть очень выгодной. В итоге у «Татмедиа» растут доходы от размещения в соцсетях и на сайтах. Растут медленно, но неуклонно. Здесь важно пояснить, что стоимость рекламы на телевидении и в газетах дороже, чем в интернете. Пока она не сопоставима с доходами от рекламы в газетах и в электронных СМИ.
- А сам рекламный рынок в Татарстане растет?
В тучные годы рекламные бюджеты были в 3 – 4 раза выше, чем сегодня. Многие рекламодатели из среднего и малого бизнеса уходят с рекламного поля, сокращают рекламные бюджеты. Если будет возрождаться экономика, они вернутся, но пока доходы филиалов «Татмедиа» в районах не растут, поскольку сильно зависят от состояния бизнеса на местах. По моим оценкам, падение рекламных доходов в печатных СМИ составляет около 15% в год, хотя в целом по «Татмедиа» это не сильно ударило. Компания работает по системе полного цикла от разработки рекламной кампании до ее реализации. При этом мы используем не только наши ресурсы, которые доминируют на рынке СМИ Татарстана. Многие партнеры идут на контакт, из-за того, что мы охватываем всю республику и являемся лидером общественного мнения в районах. «Татар информ» и телеканал «Татарстан 24» создают серьезную конкуренцию федеральным СМИ на региональном поле. Нам есть что предложить рекламодателям, поскольку мы предлагаем самую недорогую цену контакта с аудиторией.
- Телеканал «Татарстан-24» на 50% принадлежит «Татмедиа». Как развивается проект? Оправдал ли он ваши ожидания? Как вы видите развитие телеканала?
- «Татарстан 24» стал спасением региональных телеканалов. Я доволен тем, как развивается канал, улучшается качество сюжетов, мы подтягиваем районные телеканалы под стандарты, принятые на «Татарстан 24». Признаюсь, качество картинки пока оставляет желать лучшего. Здесь нам необходима господдержка, чтобы обновить оборудование, которое морально и физически устарело.
- В начале года вы запустили авторскую программу «Интервью без галстука с Андреем Кузьминым». Что сподвигло вас, пусть и временно, но менять директорский кабинет на съемочную площадку?
- Я давно мечтал вернуться на телевидение, нашел оптимальный и не очень затратный формат передачи. При этом информативный, поскольку каждое интервью дает много новостей. Признаюсь честно, что со многими своими собеседниками я знаком более 10 – 20 лет. Нам есть о чем поговорить. И я стараюсь сделать так, чтобы интервью было интересно для максимального количества зрителей. Формат беседы без галстука позволяет подойти к спикеру с необычной стороны, заставить его раскрыться. И сегодня эта подача выстрелила. «Интервью без галстука» набирает по 10-12 тыс. просмотров на YouTube, у нас тысячи прочтений в текстовых версиях, поэтому будем продолжать. В планах встречи с министрами, артистами, спортсменами и просто интересными, увлеченными людьми. Как татарстанского, так и федерального уровня.
Автор: Алексей Угаров.
Теги: интервью
Подробнее на РБК:
https://rt.rbc.ru/tatarstan/interview/28/06/2018/5b33a5f19a7947184c619b6d
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев