Городская семья вернулась жить в Муратово
Как сохранить села, чтоб по утрам в них была слышна песнь петуха, было кому не заколачивать, а открывать ставни домов, строились дома, была необходимость в школе и детсаде? Эти задачи решаются на уровне правительства в рамках государственных программ. Удастся ли вернуть на малую родину "городских" сельчан, уехавших когда-то от бездорожья и безденежья, отсутствия работы и скуки, и оставить здесь молодое поколение?
Очень хотелось бы. На эту проблему я посмотрела глазами жителей самого маленького поселения района. В двухэтажном здании Надеждинской школы, где расположился и детсад, тишина.
– Учащихся – 19, детсадовцев – 7, – говорят педагоги, – а в былые годы все классы были полные. Детей совсем мало, молодежь уехала.
– Так и вы можете остаться без работы, – говорю, – выход один: рожать или брать приемных детей.
– Поздновато нам рожать-то...
О демографической ситуации продолжили разговор с главой Надеждинского поселения Екатериной Савельевой.
– В нашем поселении, в составе которого пять сел и деревень, проживают всего 368 жителей, и эта ситуация сложилась не за год, и не за пять лет. Это сегодня, благодаря поддержке республики и инициативам главы района у нас есть дороги, новые ФАП, МФЦ, построена детская площадка. Правда сложно с работой, не вовремя платят зарплату в сельхозпредприятии, что отражается на благосостоянии семей, в частности, и на подписке на нашу районную газету. Но зато расширился круг возможностей заняться индивидуальной деятельностью при материальной поддержке республики – от разведения скота и занятия овощеводством до оказания услуг по строительству, в сфере торговли и так далее. Работящим людям можно и в деревне жить неплохо.
– Сколько в поселении детей, молодых семей? Сколько трудоспособных работают на стороне и не трудоустроены?
– В поселении 39 детей в возрасте до 14 лет. Если говорить о молодых семьях, где хотя бы одному из супругов до 35 лет, то их мало – всего восемь. А вот на стороне работают 85 человек. И эта цифра только растет. В 2017 году было 72, в 2018 – 80. Растет и число не трудоустроенных: 10 человек в 2017 году, 11 – в 2018, 16 – в текущем году.
Какой же выход из этой сложной демографической ситуации? Одно название осталось от деревни Чистые Ключи, не грозит ли это Кичкееву, где всего лишь 48 жителей? Как сохранить села? При каких условиях трудоспособные земляки могут вернуться домой?
– Я тоже постоянно задаю себе эти вопросы, обсуждаем проблему демографии и с депутатами, с активом, населением. Считаю, что в селе неплохо могут жить те, кто не боится труда, у кого есть цель в жизни и кто любит свою малую родину. Есть возможность и работать, и построить дом, и дать детям хорошее воспитание и образование. На сегодняшний день, к примеру, есть вакансии бухгалтера, библиотекаря, не хватает учителей – детей учат педагоги из других школ. И на ферме не достает кадров, некем будет заменить пенсионеров. При этом – 85 человек работают на стороне.
– Есть ли примеры, когда сельчане, уехавшие из поселения, возвращаются?
– Есть, но единицы. Четыре факта на все поселение.
ВЕРНУЛИСЬ НАСОВСЕМ
В доме Анастасии Журавлевой, жительницы Муратова, светло и чисто. Рядом с ним на участке люцерны невестка с внучкой ворошат сено. Правнучка копошится около деда, занимающегося техникой. Все при деле. Летом у сельчан нет свободного времени. Скотина, огород, домашнее хозяйство – на все нужны умелые руки. По случаю нашего приезда Анастасия Сергеевна быстренько собрала всех в дом.
– Зачем пожаловали? – читаю вопрос в ее глазах, она даже растерялась немного. Полвека отработала в родном колхозе. Была передовой дояркой, 20 лет – в так называемом горячем цехе – поваром, каждый день у плиты с утра до вечера, кроме "спасибо" других слов не слышала. Еще в прошлом году на ток приглашали работать – не отказалась.
На подворье у нее корова-кормилица, к радости хозяйки телочку принесла. Несмотря на возраст (Анастасии Сергеевне 82 года), держит еще поросенка, кур, уток, говорит, что любит скотину, да и деньги за сдачу излишек молока не мешают. К тому же стало спокойнее на душе, когда вернулся в село ее единственный сын с семьей. Не погостить, а жить и, похоже, уже навсегда.
– Село меняется: дороги появились, может, и до нас очередь дойдет, – говорит Анастасия Сергеевна. – Радость у меня какая – сын с семьей вернулся, теперь мне жить легче будет.
В 2008 году Василий уехал из села, так как не было работы. Теперь он – водитель рейсового автобуса, маршрут которого проходит через Надеждино, Салтыганово, Багаево, Арасланово и до Больших Кайбиц.
Благое дело делает для сельчан, только вот пассажиров все меньше и меньше.
– Иногда только одну-двух бабушек везу, – сетует он. – Часто уезжают с попутным транспортом.
– А если вдруг маршрут закроется и не будет работы, вы опять уедете из села?
– Теперь уж нет, семью привез, контейнер с мебелью пришел. Руки есть, чем-либо займусь.
Будем надеяться, что эта семья уже точно не уедет из Муратова, и долгие зимние вечера Анастасия Сергеевна не будет проводить в одиночестве, тем более, что теперь ближе к ней станут внуки и правнуки.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев