Кайбицкие зори
  • Рус Тат
  • История образования Хозесанова глазами земляка, автора книги о родном селе Вячеслава Данилова

    Исторический период образования Хозесанова

    Наша история - это наша судьба. История нашей деревни Хозесаново богата яркими событиями и личностями, которые были участниками этих свершений.

    В архивах я находил очень интересные документы, а порою даже шокирующие. На основании собранных материалов я решил написать книгу о своей родной деревне Хозесаново. При этом старался дать краткий общий обзор истории возникновения и дальнейшего развития деревень нашего родного края, то есть соседних населенных пунктов.

    Деревня Хозесаново считается одним из древнейших поселений этого красивейшего уголка района. Этот край был северо-западным улусом Великого Булгарского государства, и назывался он нагорной его стороной. Здесь еще до появления булгар, в VI-VIII веках проживали фино-угорские и тюрко-язычные племена.

    После разгрома Булгарии в эти края в массовом порядке начали переселяться не только татары, но и чуваши. Видимо поэтому многие чувашские деревни современной Чувашской Республики носят татарские названия: например, деревни Бикмурзино, Тормыши, Индерчи, Байдердино (Аранчеево), Байгулово, Байтиряково, Кульбаши (Кульбусь), Кушелга (Бушелга) и другие.

    В древние времена, недалеко от нашей деревни Хозесаново, к югу от нее, простирались Ногайские степи, русские называли их «Диким полем». Сначала эти места были очень удобными для безопасного проживания прибывших народов. После опустошения Булгарского Государства Тамерланом (Аксак Тимер), часть населения этого государства устремилась в правобережье реки Волга, ближе к Ногайским степям, и там они образовали деревни Молькеево, Хозесаново, Старый Курбаш и другие. До организации чувашских деревень этого края, как пишут чувашские же историки, деревня Хозесаново уже была, притом в двух местах. Так, земельные угодия хозесановцев и поныне простираются почти от деревенских ворот Амалыково, далее по реке Кубня до огородов жителей села Турминское, потом опять по реке Кубня до окраины деревни Молькеево. Это еще раз доказывает, что до образования деревни Хозесаново в этих местах не было никаких населенных пунктов.

    Деревня Хозесаново была в двух местах. Первое селение - это современная деревня. Вторая деревня Хозесаново была расположена ниже по речке Инеш от современной деревни, на склоне горы Урал, то есть на местности, называемой Инеш Купере, недалеко от реки Кубня. В народе до сего времени бытует предание, якобы на этом месте была стоянка (лагерь) то ли Степана Разина, то ли Емельяна Пугачева. Якобы находили в этих местах разбитые пушки и ядра к ним. Туда дорога шла от основной деревни Хозесаново вдоль речки Инеш и проходила далее через мост в деревни Амалыково, Гришино, Кичкеево, Танаево и Тенеево и другие. Оттуда была прямая дорога в село Турминское по склону горы Урал и через так называемый Базар тауы. Летом можно было ездить напрямую по лугам.

    Была дорога из деревни Хозесаново (основного) в деревни Чув.Чутеево, Тюмерово, Янтиково (Тау асты), Кармалы и другие населенные пункты. С образованием Цивильского уезда данная дорога становится основной. Она связала на юге с Яльчиком и городами Буинск и Симбирск, а на севере с Цивильским, Чебоксарами, Нижним Новгородом и Москвой. В годы правления Екатерины II, а также в последующие годы ее строили с поднятием дорожного полотна и замощением бутовым камнем, срезали крутые склоны гор и поднимали на низинах. Именно так сделали и на горе «Базар тауы» по пути к селу Турминское. Построили два больших деревянных моста через реку Кубня. Этот участок дороги от нашей деревни до села Турминское обслуживали хозесановцы.

    Деревня Хозесаново - родина моих предков, моя Родина. Она дала мне первичное мировоззрение, начальные знания и кругозор. В то же время там покоятся мои дед и бабушка, родители, некоторые братья и сестры и другие близкие родственники. Это святое место для меня.

    Народные предания доводят до нас две версии возникновения этой деревни.

    Первая версия - 1236-1240 годы - годы нападения и разгрома Великой Волжской Булгарии монгольскими завоевателями. Вторая версия более доказательная. Она говорит о том, что деревня возникла в 1390-1400 годах - в годы опустошения Великого Булгарского государства Аксак Тимером (Тимуром Хромым - Тамерланом).

    три брата - три деревни

    В народных преданиях говорится, что один пожилой человек Великой Булгарии в тревожное и очень опасное время для судьбы родного народа, в целях дальнейшего сохранения своей династии и своего племени, направил своих трех сыновей в дальние безопасные края - в Заволжье, то есть горную сторону реки Волга. Вручая лошадей, старик напутствовал детей - «скачите до тех пор, пока лошади не помрут в пути». Одновременно он дал наказ сыновьям обосновать пристанище на месте падежа лошадей с дальнейшей организацией там деревень. Отправляя сыновей в дальнюю дорогу, старик долго читал молитвы, просил и умолял Всевышнего помочь его детям. Парней звали Хасан (старший), Малик (средний) и Карабаш (Корбан, Корбангали, младший). Дети с помощью отцовских молитв и напутствий организовали три красивейших деревни - Хозесаново , Молькеево и Старый Курбаш.

    Основатель деревни Хозесаново - Хужа Хасан был для своего времени известной личностью. К нему с большим уважением относились не только односельчане, но и жители многих окрестных деревень. После смерти к его могиле приезжали и до сих пор приезжают молиться жители многих деревень горной стороны республики. Могила Хасана расположена на правом берегу речки Инеш, в конце улицы Таш елга (Ташылка). Вокруг его могилы расположено мусульманское кладбище жителей еще некрещеной деревни Хозесаново. В народных преданиях сохранено место проживания Хужа Хасана. Жители деревни говорят, что его дом был на берегу реки Инеш, рядом с чистым и большим родником, недалеко от места слияния реки Зангар су (голубая вода) с рекой Инеш.

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: