Кайбицкие зори

Кайбицкий район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Корни рода первого исполнителя татарской эстрады - брата оперной певицы Галии Кайбицкой, берут начало в Малых Кайбицах

140 лет назад родился татарский писатель, издатель и певец Камиль Мутыги.

Камиль Тухватуллин, которого знают как брата оперной певицы Галии Кайбицкой, родился 25 февраля 1883 года в Уральске. Город сейчас находится в Республике Казахстан. Известен тем, что был близким другом Габдуллы Тукая.

Родился он 25 февраля 1883 года в семье имама-хатыба Красной мечети и основателя медресе «Мутыгия» Мутыгуллы Тухватулловича и его супруги Гиззинас. Камиль был талантливым ребенком и любил учиться. Он получил прекрасное домашнее образование. Имея великолепную память, мог с одного раза заучивать тексты на татарском и арабском языках. Учился у отца в медресе «Мутыгия», параллельно окончил русскую школу. В 1899 году обучался в казанском медресе «Касымия». В 1900-1902 годах отец посылает Камиля в университет «Аль-Азхар» в столице Египта – Каире. Путешествия по Стамбулу, Дамас­ку, Александрии, Мекке и Медине значительно расширили кругозор молодого Камиля. Он владел арабским, турецким, казахским, узбекским и чеченским языками. Камиль Мутыги был близким другом и родственником Габдуллы Тукая, а так же его учителем в медресе своего отца в Уральске. В медресе «Мутыгия» преподавал с 1902 по 1907 годы. Он сыграл большую роль в формировании мировоззрения Габдуллы Тукая, его становлении как личности и поэта.Также у него учился Габдулла Кариев.

С 1905 по 1909 годы был основателем, издателем и редактором журналов и газет «Аль-Гаср аль-джадид», «Уклар», «Фикер», «Уралец», «Яна тормыш».

Около десяти лет Камиль Мутыги вел концертную деятельность, при этом он не знал нотной грамоты. Его путь на сцену начался в 1909 году в Саратове. Первые песни, с которыми он выступал в дореволюционный период, были записаны профессором Л.Рудольфом в Саратове. Однако, первый успех пришел к нему в Нижнем Новгороде. На Макарьевской ярмарке он дал концерт в Бразильском театре. Успех был оглушительным, его начинают называть «татарским Шаляпиным» и приглашают с выступлениями. До 1917 года Камиль Мутыги со своими концертами объездил всю Россию.

В 1917 году, когда началась гражданская война, Камиля мобилизовали в рабоче-крестьянскую Красную Армию и направили контролером в Главпочтамт в Петрограде. После переезда в Самару в 1918 году он был назначен комиссаром мусульманского комиссариата. После захвата города бело­чехами сотрудничал с издававшейся при белом правительстве газетой «Безнен фикер», за что позже неоднократно обвинялся в сотрудничестве с белогвардейцами. После освобождения Самары – сотрудник газеты «Янга кюч». В 1919 году вернулся в Уральск, где стал редактором газет «Ихтилял байрагы», «Янга фикер». Позже был исключен из коммунистической партии.

В 1924 году переехал в Казань, где работал консультантом в газете «Гажур» и переводчиком в Народном комиссариате просвещения ТАССР, одновременно выступал с концертами. Камиль Мутыги позднее получил известность и как прекрасный певец. У него был очень приятный тембр голоса, он отличался от остальных татарских исполнителей того времени. Также его любили и как чтеца Корана. Говорили, что суры из Корана он читал на египетский манер, чуть распевая.

В 1930-е занимался литературной деятельностью, создал пьесы «Шайтан өне» (Чертово гнездо), «Көрәш» (Борьба), которые ставились в татарских театрах. В его репертуар входили татарские народные песни и песни собственного сочинения на стихи татарских поэтов Габдуллы Тукая, Наки Исанбета, Назипа Думави и других. Широкое распространение в татарском народе получили песни «Ай, былбылым» на стихи Наки Исанбета и «Пар ат» на стихи Габдуллы Тукая.

В тревожные тридцатые годы Камиль Мутыги отошел от общественно-культурной жизни. Пробовал заниматься литературным творчеством. Одна из пьес, посвященная событиям гражданской войны, была поставлена на сцене и издана отдельной книгой в 1932 году.

Комиссариаты народного образования ТАССР и РСФСР в 1935 году назначили ему персональную пенсию. Камиль Мутыги считал это оценкой своей деятельности.

Однако, общая атмосфера в стране, начавшиеся судебные процессы над выдающимися личностями общества, репрессии разрушили силу духа Мутыги. Арест в 1937 году его сына Хамита Тухфатуллина, работавшего директором Татарской оперной студии в Москве, совершенно сбил его с ног, вверг в глубокое отчаяние. Кроме того, еще больше усугубило его состояние то, что при составлении списка участников декады татарской литературы и искусства — большого праздника, который должен был пройти в Москве летом 1941 года, из него исключили ветерана сцены, отдавшего двадцать лет самоотверженного труда татарскому певческому искусству. Накопившиеся годами несправедливые обвинения, унижения, обиды в конце концов привели его к краю пропасти. Его не стало 26 января 1941 года в Казани.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев