Кайбицкие зори
  • Рус Тат
  • Полезные советы родителям по развитию правильной речи детей

    Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой - задача важная и непростая. Правильная речь - это показатель интеллектуального развития ребенка. Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы,...

    - Дети в дошкольном возрасте обычно не вызывают особой тревоги у родителей. Однако, каждый родитель ребёнка, стоящего на пороге школы, испытывает тревогу и сомнения: сможет ли мой ребёнок успешно учиться, будет ли он впитывать ту информацию, которая преподаётся в школе, сможет ли качественно усвоить её и применять в дальнейшей жизни?
    - Речевая готовность ребёнка к школе - что это такое?
    - Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения позиционировать себя в обществе. Существуют основные критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения:
    - сформированность звуковой стороны речи. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5-6 годам. Приходя в школу, ребенок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Если у ребенка наблюдается неправильное, искаженное, неточное, нечеткое произношение многих или отдельных звуков, то необходимо обратиться к логопеду, так как дефектное произношение может сказаться на успеваемости ребенка, как в начальной школе, так и в старших классах;
    - полная сформированность фонематических процессов и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова. Это умение дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие - шипящие и так далее. Различать слова, отличающиеся одним звуком (слова-паронимы: точка-дочка). Определять количество, последовательность и место слов в предложении. Определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов. Уметь выделять звук из слова (есть или нет), выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность. Слитно произнести слово, произнесенное с паузами после каждого звука.
    - соответствие словарного запаса возрастным нормам. Развитие словарного запаса у детей находится в тесной связи от ближайшего речевого окружения, так как речь усваивается по подражанию. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. В своей речи он должен активно использовать все части речи. Подбирать синонимы, антонимы, омонимы. Понимать переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты). Подбирать обобщающие понятия для группы предметов. Знать детёнышей животных. Владеть навыками словообразования.
    - сформированность грамматического строя речи. В период овладения грамматическими системами языка в речи ребёнка обычно имеются «возрастные» аграмматизмы (ошибки), например: окны, стулы, лобы, а не окна, стулья, лбы. До 4 лет такие ошибки являются вполне оправданными, так ребёнок познает эти формы. Однако сохранение их в речи ребёнка в 7 лет должно вызывать тревогу. К школе ребенок должен уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе; согласовывать имена существительные с именами прилагательными; правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные; уметь употреблять простые и сложные предлоги; работать с деформированным предложением; самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинками т.д.
    - сформированность связной речи. Весь процесс школьного обучения построен так, что он совершенно немыслим без свободного владения связной речью. Это и устные ответы на уроках, письменные изложения, сочинения и многое другое. Однако, часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами: родители не слышат недостатков речи своих детей, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
    Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Наличие у ребенка даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
    Ни для кого не секрет, что владение речью, обслуживающей практически все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Однако почему-то принято считать, что речевые умения и навыки не требуют специального внимания, а формируются как бы сами собой. Это глубочайшее заблуждение. Факторы риска неуспеваемости в школе: неспособность понять инструкцию; не умение организовать свою работу; низкий уровень развития памяти; бедный запас слов; неумение грамотно строить предложение; нарушение звукопроизношения; низкий уровень координации движений пальцев; не умение различать фигуры.
    Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
    Родители могут обеспечить речевую готовность ребёнка к школе:
    - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей,
    - проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи,
    - не ругать ребенка за неправильную речь, ненавязчиво исправлять неправильное произношение, не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов, осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. - необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.
    - речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
    Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе. Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе вас ждет успех!

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: