Сколько земли царь дал подберезинцам?
-
«Мы должны знать историю нашей малой Родины и передавать ее из поколения в поколение. Пусть каждый первый урок в школе начинается с истории родного села, из которого ручейком вытекает история района, республики и всей России, как исток нашей реки Берля, которая впадает в Свиягу, Свияга — в Волгу, а Волга — в Каспийское море. А оно давно бы высохло, если бы не наполнялось живительными истоками малых рек. Так и Россия потерялась бы, если бы не было малых деревень, больших сел, райцентров, малых городов, которые кормят страну плодами, выращенными трудолюбивыми руками крестьян. Армия, состоящая из солдат и офицеров, сильных духом и телом, родившихся и выросших в селах и деревнях, является лучшей в мире: об этом свидетельствует великая память о наших предках, односельчанах, которые принимали участие во всех войнах, случившихся в истории России, и были всегда победителями. Я желаю, чтобы вы, прочитав эту книгу, влюбились в наше село и напитались силой и духом наших предков, о которых повествуется в этой книге, а книга была бы началом родословной вашей семьи», — пишет наш земляк Петр Чекмарев, академик Российской Академии наук в предисловии к книге «Сказание о селе Большое Подберезье».
Вместо предисловия
Есть слово заветное, нежное,
Любому знакомо оно.
И как далеко бы мы ни были,
О нем говорим всё равно.
Вспоминаем родные просторы,
Вспоминаем родные края,
А названье тому слову — Родина,
И она у каждого своя.
Ксения Елисеева
Село Большое Подберезье расположено на ровном низменном месте, пересекаемом с юга на север во всю его длину речкой Берлей. А потом, когда подъезжаешь к нему, то уже за версту оно встречает тебя, как радушный хозяин, словно свободно расправив плечи, раскинув широко руки, мол, прошу в мой дом, здесь ты — желанный гость!
Подберезье — слово-то какое: ласковое, напевное, от него веет теплом домашним, весенним ветерком, кажется, оно легонько и ласково теребит твои волосы.
Подберезье и березы — два разных слова, но в них одно созвучие: светлое, милое, близкое и дорогое! И не удивительно, что название селу, как предполагает в книге «Село Подберезье» (1887) бывший сельский учитель школы Логин Лазаревич Королев, дали те самые красавицы русских лесов, росшие здесь в изобилии, дружно облюбовавшие все село и его окрестности. Эти березы дали первым поселенцам материал для постройки жилья, вследствие чего они нашли необходимым и само поселение назвать Подберезьем. Предание это тем более заслуживает правдоподобия, что и до настоящего времени в селе растут, роскошные березы, хотя теперь их стало намного меньше. И продолжают жить здесь, сохраняя добрые традиции предков, сегодняшние подберезинцы, любуясь, как и прежде, своими березами, слушая их родной шум, радуются этому прекрасному и важному для них соседству.
И стоят деревья у домов и на краю села, как бы охраняя покой своих сельчан, убаюкивая поздними вечерами шелестом своих листьев засыпающих хозяев, уставших от повседневных забот и хлопот. Вот и живут веками в мире и согласии: человек и береза. И нет для россиянина дерева роднее. Не потому ли в стародавние времена на Руси люди считали ее своим тотемом... Береза была, есть и будет символом нашей Родины. Великое множество народных песен, стихотворений написано про нее. Ее называют красавицей русских лесов. Раскидистой короной, она привлекательна во все времена года... В обрядовых песнях образ березы — символ счастливой доли.
Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Береза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был российский человек, он всегда, тоскуя о Родине, воскрешает в памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу-березку. Она воспета поэтами: Сергей Есенин посвятил только ей около десятка стихотворений.
И куда бы ни забросила подберезинца судьба, где бы ни жил он, до конца своих дней будет вспоминать свой отчим дом, белоствольные березы под окном и свое родное село Большое Подберезье, его жителей: родных, соседей, друзей и товарищей.
Перед глазами всегда и неотлучно будут стоять милые сердцу березы и родимое село; незабываемые воспоминания детства, прикосновение ласковых рук и материнский голос, поющий колыбельную песню.
Родной край... Земля-матушка, где издревле жили предки твои: она на всю жизнь одна-единственная.
Говоря о березах Подберезья, надо обязательно, хоть вскользь упомянуть справедливости ради, что в селе их ничуть не меньше. И ничуть не меньше подберезинцы любят свои ивы, которые хоть и проигрывают красотой, но не уступают белоствольным подружкам в пользе людям.
В старинные времена крыши домов и других построек сел и деревень были покрыты соломой, дворы прилегали почти друг другу, к тому же проулки были узкими.
И, конечно, при пожаре, которые часто происходили тогда, огонь быстро перекидывался от одной улицы к другой. Поэтому на сходе жителей села было принято решение: отгораживаться от пожара стеной высаженных вдоль улиц ив. Со временем убедились в правоте этого решения. При пожаре ивы стали щитами от перекидывания огня от одной улицы к другой. Кроме того, улицы строились таким образом, чтобы через каждые пять домов был переулок, так и образовались переулки с пятидворками.
На этом польза ивы не заканчивается. Весной, когда она цветет, это богатейший медонос для пчел! Чуть позже сельчане откроют способность ивы быть прекрасным мелиоратором — осушителем болотистой местности, на которой расположено село. Ивы мощными корнями впитывают воду и перекачивают ее в листья, которые испаряют ее, создавая ароматный влажный микроклимат. То есть, говоря научным термином, ивы сохраняют почву от заболачивания.
Эти же мощные корни дерева закрепляют почву и спасают от оврагов и балок. Ко всему прочему, ивы используют для отопления в качестве дров.
Любим мы, подберезинцы, свою богатую природу и свой край с интересной историей, о которой речь пойдёт дальше.
История села
Большое Подберезье
История возникновения села Большое Подберезье ведется еще до похода Ивана Грозного на Казань. Для защиты от набегов Крымского ханства, калмыков и степняков создавалась полоса опорных крепостей. Были основаны крепости Свияжск (1551), Алатырь (1552), Царевококшайск (1584), Цивильск (1584), Симбирск (1648). На дальних подступах к ним по царскому указу создавались небольшие крепостницы (острожки), выдвинутые к возможным путям похода кочевников.
Вот из одного такого острожка по границе реки Берля и было основано село Большое Подберезье в 1550 году, хотя, по преданиям, люди тут жили и раньше.
В 2020 году Большое Подберезье отметило свое 470-летие. (Чуть раньше село называлось Старое Подберезье, а затем появилось и Новое Подберезье.
Со временем сельчане решили переименовать их на Большое Подберезье и Малое Подберезье).
Историю возникновения села Подберезье первый писатель Чувашии (в то время входящей в Казанскую губернию), этнограф и историк Спиридон Михайлович Михайлов (1821-1861) описывал так: «... Село Подберезье основано самим победителем Казани. Хотя и нет об этом никаких актов, но есть живое предание между старожилами, что царь Иоанн Васильевич, шедши под Казань, останавливался здесь с войском и под огромной ветвистой березой, окруженный чернолесьем, давал пир своим полководцам. На месте ставки, где происходил этот пир, он повелел поставить особую стражу (засеку) для защиты покорившихся ему горных жителей — чувашей, черемисов и других орд от набега татар.
Дабы сохранить в памяти царскую ставку и пир покорителя Казани, первые жители назвали его Подберезье. Ныне на месте той берёзы, под тенью которой отдыхал царь Иоанн, возвышается красивая деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца, которая берет свое начало с 1719 года.
Церковь сия выстроена после прежней, сгоревшей в 1854 году, усердием подберезинских крестьян, ныне уже умерших: Нестера Лукича Нагоркина и церковного старосты Дмитрия Яковлевича Чекмарева».
Есть и другая версия возникновения села Подберезье, которая, видимо, наиболее близка к истине. По пути движения войска Ивана Грозного на Казань, царь велел остановиться для отдыха после изнурительного и многодневного похода. Для него собрали шатер под большой раскидистой и красивой березой. После небольшого пира и свежего лесного воздуха Иван Грозный скоро крепко уснул. Когда он проснулся, то сказал своим придворным, что ему привиделось, будто на этом самом месте его отдыха стоит красивое село. На что придворные ответили, мол, царский сон — вещий сон! Властитель же, обведя взглядом вокруг шатра, далее молвил: «Коль сновидение явилось мне под березой, наречь село сие Подберезьем». Затем он снял с себя кушак и обвязал им березу, как бы говоря своим подданным, что так тому и быть. В любом случае, холопы Ивана Грозного поняли это как приказ и скоро срубили дома из стройных берез и другого леса, ставя их в одну ровную линию. А потому эта улица до сих пор называется «Линия».
История села бурно продолжалась и после Ивана Грозного.
Всего на его территории было вначале три поселения. Объединились они намного позже: по преданиям это произошло во времена царицы Екатерины II, когда в Большом Подберезье осели больные и раненные казаки, уцелевшие после разгрома восстания Емельяна Пугачева. Село было вольным, государственным, в нем никогда не было помещиков, жили люди в достатке, имелась церковь с колокольней и школа, которая была основана в 1835 году, в 2015 году школа отметила 180-летие.
В начале XVII века на Руси начались реформы первого российского императора Петра Великого. В 1708 году Указом Петра I была учреждена Казанская губерния и начала управляться как общероссийская территория, она делилась на провинции и уезды. В 1719 году земли села Большое Подберезье, богатые лесами, стали относиться к Свияжскому уезду. А Петру I доложили, что в этих краях растет хороший строевой лес. Он как человек, который
сам лично желал не только увидеть, но и, как говорится, потрогать своими руками, решил посетить этот край зеленого богатства.
В 1722 году важным событием в истории Казанской губернии явилась поездка Петра I в Казань. По дороге он осмотрел Кайбицкие дубовые рощи и приказал снабжать из них дубовым и другим лесом, возникшее ранее по его же Указу (1718) Казанское адмиралтейство на месте небольшой верфи, строившей речные суда. По преданию старых жителей, якобы царь Петр I переночевал недалеко от села в Круглом Логу (сейчас называется Круглый Луг), на берегу речки Берля.
Любовался красивым лесом. Но этого подтверждения нет в исторических материалах. Построенные в адмиралтействе корабли по весенней воде с Казанки шли по Волге до Каспия. В Казанском адмиралтействе был «Пумповый завод», для которого в Подберезье выделывались кожи для насосов. На краю села был завод, где под руководством двух немцев работали люди по обработке кожи. Видимо, поэтому улица при въезде в село и стала называться Заводской, это название сохранилось и по сей день. Да, в Подберезье много мест, связанных с историческими событиями. Сохранилось название Петрово, вероятно, от проезда Петра I по данной местности. По приказу Казанского адмиралтейства здесь сеяли коноплю и лен, теребили, вымачивали и делали из них прочные корабельные канаты для производства парусов. И этому месту жители вновь придумали название — «Теребиловка». Не зря в народе говорится, что голь на выдумки хитра.
Работа по заготовке огромного количества корабельного и строевого леса требовали и большое количество рабочих рук. А посему Петр I повелел переселить в эти места жителей из разных губерний России, что дало новый импульс для развития села. Скоро в Большое Подберезье стал приезжать и обустраиваться трудовой люд с семьями из многих губерний страны: Рязанской, Владимирской, Тамбовской и других. Конечно, люди каждой губернии старались селиться и создавать себе условия рядом со своими земляками: рязанские — с рязанскими, владимирские — с владимирскими и т. д. И улицы приобретали свои названия по их обитателям: одна из них до сих пор называется Рязановка. Многие улицы сохранили свои первоначальные названия. Примечательно и то, что переселенцы из Владимирской губернии попросили пристроить в Подберезинской церкви придел для иконы Владимирской Божией Матери, привезенной ими из Владимира. С тех пор в селе обязательно празднуют три престольных праздника: Рождество Христово 7 января, Владимирской иконы Божией Матери 3 июня, 6 июля и 8 сентября и Преподобного Сергия Радонежского 18 июля и 8 октября.
Людей, которые заготавливали корабельные леса, называли лашманами. Они тащили тяжелые дубы, сосны и другие деревья до Казани волоком на лошадях при помощи деревянных катков и телег или сплавляли по реке Кубня до Свияги и далее по Волге до Казани. Именно из таких бревен на казанской верфи были построены фрегат «Принцесса Анна» и более трехсот судов Волжской, Каспийской и Азовской флотилий.
Для охраны лесов Петр I организовал стрелецкие заставы. Эти царевы стражники, которые обходили массивы и контролировали их вывоз, назывались стрельцами или стрелками по местному наречию. Через многие годы их стали именовать лесниками.
Через Подберезье в те времена проходил тракт из Мурома, Алатыря и Симбирска: поднята дорожная насыпь, были построены мосты, каждый мост имел свое название, и один из них называется Лашманный. Дорога была мощена камнями. Ее часть сохранилась возле Цивильска, а около Подберезья насыпь Петровской дороги до сих пор называется «Петрово».
По данным XIV издания Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел «Казанская губерния» (Санкт-Петербург, 1866 год), по сведениям 1859 года в Подберезье насчитывалось 378 дворов. Всего проживало 2512 человек, из них 1194 мужчин и 1318 женщин. Имелась православная церковь и училище. По понедельникам работал базар.
До 1861 года была Подберезинская волость, она объединяла 15 населенных пунктов. Волостным головой был Василий Громов, который пользовался большим авторитетом среди сельского населения. Большое Подберезье всегда числилось самым крупным населенным пунктом. Здесь никогда не было помещиков. Тут необходимо отметить, что несмотря ни на что, крестьяне были государственными, жили общиной, выращивали хлеб на землях, очищенных от леса, после его заготовки.
«Не казни, батюшка,
помилуй»
Однажды Турминский барин за счет различных манипуляций начал прибирать к своему поместью территории подберезинцев. Что они только ни делали в защиту своих земель! Барин был сильнее и хотел забрать поля, которые называются «черная вода». Откуда произошло такое название? Из-за того, что это были самые черноземные земли и, когда весной шел сток с этой земли, вода была черной. Так это место и до наших дней называется «черная вода».
Народ собрался на сход, и решили обратиться к царю за защитой (при каком царе это было трудно определить, так как нет официальных документов). Народное вече приняло решение снарядить одного из самых активных и умных мужиков к царю. По преданию старожилов, им был один из самых активных жителей села Федот Малюкин. Долго он добирался до столицы — где пешком, на перекладных, исхудал, оброс. Имел, видимо, очень неприглядный вид после длительного перехода от Подберезья до Петербурга. Конечно, его никто к царю не пропустил, но для того он туда шел, чтобы не встретиться с государем. Несколько дней он ходил вокруг дворца, пытаясь найти способ встретиться с царем. Кто-то ему подсказал, что в такие-то часы царь выходит в сад на прогулку. Ночью Федот забрался каким-то образом в царский парк. В определенное время царь, как обычно, вышел на прогулку, и вдруг из кустов к нему на коленях вышел наш народный посланец и стал умолять его: «Не казни, батюшка, помилуй, пришел с поклоном от общества односельчан за защитой и просьбой». Царь, видимо, был в хорошем настроении, выслушал его и обещал помочь. Пригласил прийти завтра в царский дворец.
На следующий день царь принял его, выслушал, а Федот рассказал ему, что крестьяне, посланные царем в те места для заготовки леса и строения флота царского, правдой служили и служат царю, а соседний помещик отнимает у них землю. Царь ему выделил приказчика и выдал царский Указ, который гласил, что отмерять земли для царских вольных крестьян столько, сколько пройдет пешим ходом Федот Малюкин от восхода солнца до заката, и передать эту землю в вечное пользование подберезинским крестьянам. Царь, видимо, не увидел той силы и энергии в этом исхудалом крестьянине.
Вернулся Федот с приказчиком в село, собрали сход, и царский приказчик зачитал Указ. За день заготовили столбы, чтобы установить границы земель. На следующее утро с восходом солнца на рассвете, с какого места — неизвестно, пошли они отмерять Подберезинскую землю. Говорят, мол, он так быстро шел, что за ним не поспевали на лошадиных подводах. К закату солнца они дошли до реки Кубня и через запруду перешли на другую сторону, поднялись на Амалыковский бугор, сзади него уставшие мужики говорили: «Ну, Федот, хватит, куда нам столько земель!» Но Федот прямо на закате солнца снял с себя шапку и кинул вперед. «Там, где упала шапка, и это наше земля», — сказал он. Там был установлен последний столб нашей границы. Федот при этом говорил мужикам, мол, село у нас большое, народу много, дети растут, земля всегда нужна будет. В доказательство тому, действительно, этот бугор долго принадлежал подберезинцам и только в 1960-1970 годах эту землю передали Чувашии при очередном определении границ, и из-за того, что туда очень неудобно было добираться, и границу оставили по реке Кубня, до сих пор луга на Кубне принадлежат подберезинцам. Там находятся заливные луга, и во все времена они дают хороший урожай сена, а при пасьбе коровы надаивали много молока. Луга на Кубне — это одно из самых красивых мест подберезинских владений.
В подтверждение того, что по Кубне сплавляли лес, искатели мореного дуба до сих пор находят на дне реки дубы, пролежавшие столетия. Их вытаскивают и увозят для продажи за большие деньги. Конечно, за последние 50 лет Кубня обмелела и требует очистки и ухода.
Это повествование о подберезинском мужике говорит о том, что землю надо беречь, она нелегко доставалась нашим предкам.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев