Кайбицкие зори
  • Рус Тат
  • Земляк из Кушман, влюбленный в лайнеры, был удостоен высокой государственной награды

    Июль 1966 года для Абрара Хаметовича Бурганова был обычным трудовым летним месяцем. Шли испытательные полеты. Приходилось следить за заправкой лайнеров топливом, проводить техосмотры, заводить и опробовать двигатели, прислушиваясь к ровному стуку сердца машины. Новенькие самолеты, блестя на солнце яркими звездами, один за другим взмывали в небо.

    Моторист Бурганов, не считаясь со временем, днями пропадал на предприятии. Если требовалось, работал и ночью. Влюбленный в лайнеры, он тщательно подготавливал материальную часть к полетам.
    Известие о его высокой награде всколыхнуло весь коллектив. Дружеские рукопожатия, искренние улыбки говорили о том, что за товарища по работе радуются от души. Да и как не радоваться – звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот» – это самая большая награда за честный труд.
    К радости перемешались и частичка грусти. Были бы живы родители, порадовались бы вместе с сыном. Абрар Хаметович рос в многодетной семье. До революции они жили в деревне Большие Кушманы Казанской губернии, занимаясь крестьянским трудом.
    В годы гражданской войны отец ушел на фронт, да так и не вернулся. Вскоре заболела мать, а с ней еще двое детей. Время было тяжелое: голод, тиф, медицинской помощи ждать неоткуда. Не стало мамы, умерли два брата. Остались Абрар и Кашаф вдвоем. Определили их в детский дом, а когда открылась в Свияжске трудовая колония для беспризорников, перевели туда, чтобы они могли учиться и работать, осваивать рабочую специальность.
    Воспитатели попались хорошие. Жалели ребят, помогали им учиться, постигать премудрости слесарного и столярного дела, а Абрар даже научился водить комбайн.
    Большая потребность в механизаторских кадрах в 1928 году привела воспитанника Свияжской трудовой колонии Абрара Бурганова в совхоз «Красный Октябрь» Ново-Шешминского района Татарской АССР. Здесь и проявилась его настоящая любовь к технике. Ремонтировал сельхозмашины, оборудование, скромный совхозный инвентарь, которым располагали в те годы труженики села. Приходилось заниматься и кузнечными, сварочными и слесарными работами, а сезон он даже проработал комбайнером на единственном Саратовском комбайне, который имелся в совхозе в то время. Работал всегда отлично, с заданиями справлялся, за что получал премии и похвалы от начальства.
    Но молодому механизатору хочется учиться, накопить больше опыта, знаний. И отправился он осенью 1933 года в Казань. На учебу опоздал, занятия уже везде шли полным ходом. Пришлось устраиваться в совхоз близ Свияжска на должность моториста катера, а через год его призвали на срочную службу в Красную Армию.
    Солдатская судьба забросила Абрара Хаметовича на Дальний Восток. Здесь он охранял один из аэродромов Тихоокеанского флота. Впервые увидел близко самолеты. Наблюдал, как готовят их к полетам, как ремонтируют крылатые машины. Захотелось самому участвовать в этой работе, и он попросил перевести его служить в техчасть. Вскоре красноармеец Бурганов был командирован в школу младших авиационных специалистов.
    Учебу успешно окончил в 1937 году, получив военную специальность стрелка-радиста и моториста. Теперь он и в полетах участвовал, и за материальной частью следил. А когда развернулись события на озере Хасан, вылетал с экипажем на боевые действия. Как раз в этот период встретил он здесь и своего брата Кашафа, с которым расстался еще до призыва на службу. Старший брат был кадровым военным, политработником. Он предлагал и ему оставаться в армии. Но Абрара тянуло на родину, в Татарию, хотелось увидеть Волгу, знакомые с детства места. «Что ж, – сказал тогда Кашаф, – возвращайся в Казань, устраивайся на авиационный завод, специальность у тебя для этого есть. А я буду к тебе в гости приезжать». На том и порешили.
    После демобилизации в 1940 году Абрар Хаметович прибыл в Казань и сразу пошел в отдел кадров авиационного завода.
    Приняли охотно. Такие специалисты были нужны. Аэродром тогда был небольшой. Да и машины приходилось обслуживать простейшие. Но война уже стучалась в дверь.
    После эвакуации в Казань Московского авиационного завода здесь развернулась серьезная работа по созданию новой авиационной военной техники. Абрар Бурганов вложил в это дело огромный труд, мастерство, энергию. Именно в этот период он показал себя способным, знающим мотористом. Всегда исключительно добросовестно готовил самолеты к испытательным полетам.
    В годы войны на промышленных предприятиях страны развернулось движение фронтовых бригад, которые, соблюдая строжайшую производственную дисциплину, образцово трудились и добивались наилучших техникоэкономических показателей, систематически перевыполняя плановые задания. Лозунгами фронтовых бригад были: «Все для фронта, все для победы!», «Дадим больше продукции героическим защитникам Сталинграда!».
    Абрар Бурганов был одним из активных участников движения фронтовых бригад, словом и делом помогал Советской Армии наращивать свою силу и техническую мощь. Он часто получал с фронта весточки от Кашафа, почти каждое письмо которого заканчивалось словами: «Давай, брат, больше самолетов, скорее добьем фашистских гадов. И Абрар старался изо всех сил, работал не покладая рук, показывая образцы героического труда в тылу. В 1946 году Абрару Хаметовичу вручили медаль «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ».
    Абрар Хаметович являлся в цехе ведущим специалистом по своей профессии. Охотно передавал молодым рабочим свой опыт, знания, являлся их добрым наставником и воспитателем.
    Не раз высококвалифицированный моторист оказывал производственную помощь и другим родственным предприятиям нашей промышленности. И всегда с порученными заданиями он справлялся отлично. Куда бы ни забрасывали его командировки, в любых, даже самых суровых погодных условиях, он одинаково внимательно относился к отработке сложной авиационной техники и добивался такого отношения и от своих учеников.
    Когда ему исполнилось 60 лет, ушел на заслуженный отдых, но не обрывал связи с товарищами по работе. Он  был в курсе всех дел заводского коллектива, активным участником важнейших событий, мероприятий.
    – Я прошел большой трудовой путь, – сказал ветеран, – порой было тяжело, но я счастлив, что жил в такое время. Хочу, чтобы дети и внуки мои тоже были счастливыми.

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: