Кайбицкие зори

Кайбицкий район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Жительница Салтыганова Гульсина Камалова рассказывает об истории родной деревни

Родина… Сначала это был ваш дом, потом улица, лес, поле… Вы растете, и ваши знания о Родине расширяются: от родного очага до необъятной отчизны - России. Чтобы лучше узнать Родину, необходимо изучить и свою республику, свой край.

История Салтыганова уходит в далекие века. О ее происхождении существуют разные легенды. Одну из них описал известный татарский ученый, этнограф и просветитель XIX века Каюм Насыри. Он писал: «В наших краях есть пять деревень под одним названием… Итак, одно из сел - Мамадыш Акилово, другое село - Салтыганово, известно как Мамадыш-Салтыган. Русское село Багаево также называют Мамадыш-Багаево, аналогично, как и Мамадыш-Гордеево. Есть еще русская деревня Арасланово, называемое Мамадыш-Арсланово».

Все эти пять сел берут свое начало от детей одного человека: некоего Джамида, который прибыл из Булгарского государства и поселился здесь с пятью сыновьями и родной сестрой. Сыновья росли, обзаводились семьями и постепенно отдалялись от отца. Одного из сыновей звали Мамиткол. От него берет начало нынешнее село Мамадыш-Акилово. Второй сын Гавгильде основал Танаево. От третьего сына Абдул Халила берет начало русское село Багаево. Четвертого сына звали Арслан и он считается основателем деревни Арасланово. Подлинное имя пятого сына, родоначальника села Гордеево, неизвестно. Сестру Джамида звали Сагындык. Салтыганово обязано своим происхождением именно ей. Шло время, близлежащие села и деревни стали разрастаться, крепнуть и развиваться. Однако в Салтыганове была одна проблема - русские жители негативно относились к татарскому населению и на этой почве в деревне происходили большие распри. Был издан указ о переселении одной русской семьи из каждого близлежащего села в Салтыганово. В деревне для вновь прибывшего русского населения была отведена отдельная улица, построены дома, предоставлены земли. Таким образом, Салтыганово с тех времен стало смешанной деревней. По сей день люди здесь живут в мире и согласии.

Природа Салтыганова очень красива. Широкие поля расстилаются вокруг нее, что символизирует о широте души жителей села. Богата деревня и своими родниками. Родник «Молочный» получил свое название благодаря белизне, как молоко пробивавшейся из земли воде. Берега родника - белая глина, которую до сих пор используют местные женщины для побелки печей. Еще белая глина обладает целебными свойствами, уверены сельчане. Родник «Аралык» получил свое название из-за обрывистых берегов с обеих сторон, а «Бисэр» получила расивое название за чистейшую как бисер воду. Журчание родника «Гремучий» слышится издалека, отсюда и его название. Открыл его местный житель Григорий. Инеш - речка с большой энергетикой. На ее берегах издавна жители отмечали праздник «Науруз», готовили праздничные блюда.

В нашей деревне есть одно очень красивое загадочное место, называемое «Бездонная яма». Существует легенда о том, что в годы Великой Отечественной войны в этот овраг упал трактор и затонул. Кто только не пытался его найти, но все безуспешно - он исчез под землей бесследно. С тех пор эта яма наводит страх на жителей деревни. В 60-70-е годы XX века по обеим сторонам оврага была вода, а нынче она исчезла… Овраг и по сей день остается загадочным, но очень красивым местом в деревне.

В километре от деревни расположено озеро «Калина». В далекие времена по ее берегам росли калины, люди приходили собирать целебную ягоду. Сегодня это озеро - основное место отдыха салтыгановских жителей. Здесь люди ловят рыбу и лакомятся вкусной ухой.

В 1853 году местные жители построили первую мечеть. С этих пор она занимает особое место в деревне. В 1906 году имам-хатибом в мечеть назначается Батыргарей Ногманов. В 1934 году открыли школу для детей в здании мечети. Это связано с историческими событиями того времени. Мусульманская вера была сильна, и в июне 1995 года благодаря поддержке селян состоялось открытие новой мечети. Здесь каждый день звучит азан, читают намазы, отмечают религиозные праздники.

Культурная жизнь занимает не последнее место в истории развития деревни. Об этом свидетельствует построенный в 1964 году сельский клуб. В эти же годы при сельском клубе была открыта и библиотека. Люди умели и трудиться, и отдыхать. Основная масса жителей трудилась в колхозе. Первый колхоз «Имени Ворошилова» был организован в 1933 году, председателем его был Хузей Галимов. После ХХ съезда КПСС в сельском хозяйстве произошли существенные сдвиги. Осуществлялось дальнейшее укрупнение коллективных хозяйств. В 1957 году колхозы трех деревень после объединения образовали один крупный колхоз «Путь к коммунизму», который добился больших успехов в разведении крупного рогатого скота и растениеводстве. Однако в начале 2000-го года колхозы стали приходить в упадок и для их поддержки стали организовываться агрофирмы, которые и по сей день способствуют развитию сельского хозяйства.

В Салтыганове живут замечательные люди. В годы Великой Отечественной войны большая часть мужского населения ушли на войну - 105 человек, из них только 35 человек вернулись обратно. Такой поворот событий закалил деревенских женщин. Многие из них воспитывали и растили детей в одиночку, выполняли всю мужскую работу. Однако тяжелое военное и послевоенное время не стало помехой для воспитания достсойных сыновей и дочерей. 2 июля 1941 года родился Марсель Мубаракшевич Галимов, который своим усердием и трудом дослужился до должности заместителя прокурора Татарстана и получил звание доцента юридических наук.

Рафил Габдрафикович Нугуманов - генерал-майор полиции, родился 1 июля 1949 года. Всю свою жизнь посвятил работе в полиции, стал заместителем министра внутренних дел республики. Он заслуженный работник органов внутренних дел Российской Федерации и заслуженный юрист Республики Татарстан, награжден орденом Мужества, именным пистолетом «Макарова», медалями «В память 1000-летия Казани» и медалью РТ «За доблестный труд». Нынче - депутат Государственного совета Республики Татарстан.

Сыновья Салтыганова показали честь и отвагу в Афганской и Чеченской войне. Все вернулись домой на радость своим родным и близким. Сегодня многие из них проживают в деревне и трудятся на благо Родины.

Хочется надеяться, что и в будущем деревня будет расти и развиваться!

Наша деревня славится большим количеством долгожителей - людей, которым исполнилось 85 лет и более. На сегодняшний день их 11 человек.

В настоящее время в деревне Салтыганово имеется 73 двора и проживает 263 человека. Большинство жителей занимается разведением крупного рогатого скота и зерновыми культурами.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Жительница Салтыганова Гульсина Камалова рассказывает об истории родной деревни