О том, что Кайбицкая земля славится дубравами, пчеловодством, известно давно. Об этом в апреле 2014 года в нашей газете вышла статья журналиста Раили Хаялиевой. Данная статья перекликается с ее публикацией, я решил внести свои дополнения.
После завоевания Казанского ханства в 1552 году для сбора оброка были проведены проверки, ревизии, так было везде, во всех уголках земного шара велся учет численности населения и земель. Записи о нашей стороне хранятся в архивном документе «Писцовая книга Свияжского уезда 1565-67 годов». Изучая этот документ, я наткнулся на наименование «Кайбыч». Речь здесь идет о землях на берегу реки Берли, где мы сейчас живем. После того, как пытался доказать это, я обратился в Академию наук Татарстана. В ответ кандидат исторических наук А.И.Нугманов прислал письмо, заверенное заведующим отделением исторического института имени Шигабутдина Марджани Академии наук Татарстана, доктора исторических наук, члена-корреспондента Академии Р.Р. Салихова.
Это экспертное заключение подводит ко многим размышлениям. Данные факты - сведения, взятые из реальных документов. Более поздних фактов о Кайбицах пока не имеется. В документе имеется запись от 11 сентября 1638 года следующего содержания: «Владенная выпись из отдельных книг свияжника М.Тишенкова, данная свияжским воеводой Ф.И.Квашниным и дьяком В. Атарским служилому татарину Кулаю Тогонаеву на земли в деревнях Кайбичь и Арынля». (Научная библиотека имени Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета, отдел редких книг и рукописей, ед. хр. 3418, л.6-6об). В одном месте Кулай, в другом - Кулсеит Тогонаев. Эти же имена упоминаются вместе с известными нам Янгильде Енандаровым. А он является хозяином земель в истоках Берли.
Зарождение Больших Кайбиц приходится на шестидесятые годы XVI столетия. Как видно из разных источников, некоторые населенные пункты Свияжского уезда исчезали на протяжении веков, а вот Кайбицы в истории не потерялись. Выше прочитали о Кулае Тогонаеве. Позже во времена царя Михаила Федоровича, по приказу свияжного Матвея Тишенкова, воеводы Фомы Ивановича Квашнина Кулая Тогонаева и его людей увезли, значит, они были нужны для какого-то дела. Архивная запись гласит: «В деревне Больших Кабичах два двора помещиковых, а крестьян нет...». Как видно, с 18 июля 1595 года эти земли переданы служилому татарину Бакрагу Янчурину.
Как уже знаем по истории, слово «басурман» означало у русских «мусульманин». Если спросите: «Почему?» - во многих местах документа написано «чуваша», несмотря на то, что жили татары. Например, сказано: «А налеве земля и лес и луга поместного села Басурманские слободы, да деревня Другой Новой Тушман (часть села Кушманы) которую поставили чуваша...». Это «чуваша» (в некоторых местах «чюваша») слово не этническое, а связанное с политикой, это население, платившее оброк, в некоторых случаях так писали и служивых татар. В некоторых деревнях писали «татары, чуваша, новокрещены, полоненки». По архивным источникам, Большие Кайбицы значатся как «Большие Кайбицы», а вот «Кабич», «Кабичев», это, наверное, о Малых Кайбицах. В малокайбицких могильных плитах, относящихся к XIV-XVI векам, указано как «Иске йорт» (старый дом).
В документе «Перечневая книга «Свияжского уезда 1646-1652 годов» имеется один фрагмент: «За Васкою Ахбулатовым в поместье и на оброке пустовая полянка на Старом Урте» (старый дом). Малые Кайбицы, как ни говори, это старый дом, родовое поместье. Часть села Кушманы, как выясняется, построили кайбичане. «А деревня новая другой Кушман меньшой, а поставил ту деревню Кабишевские чуваша, Енгильде Уразгильдеев, да Мустафа Танатмышев». В других местах эти имена повторяются часто: «Енай да Мусы с товарищы деревни Кабичева». Видимо, фамилия Мусиных в Старых Чечкабах появилась не просто так.
Анализ исторических источников показывает следующее происхождение сел, имеется пять вариантов:
1. Географическое место. Это в большинстве случаев наименования рек.
2. Имя человека, первым заселившимся в данную местность.
3. Наименование деревни, которая переселилась.
4. Имя местного помещика.
5. Название церкви.
Для Кайбиц пятый вариант не подходит - здесь всегда проживали мусульмане. Не подходит и четвертый, не было крепостных крестьян, это присуще русским селам. Вполне возможен третий вариант: о землях, отданных служивым татарам, в источниках упоминается как «деревний Кабичева», там «Кабич», он только около Берли, и один из них Муса. Только хозяевами села в разное время были разные люди: Кулай (Кулсеит) Тогонаев, Бакраг Янчурин, Муса Танатмышев. Вспомните, кажется, поблизости имеются села с наименованиями «Кулсеитово», «Янчурино». Хозяевами этих деревень могут быть те же владельцы Кайбиц. В документе есть эпизод о том, что Кулая куда-то отправили вместе с крестьянами.
Специалисты Академии наук не опровергают и мордву. Как уже ранее писал, ссылаясь на статью Раили Хаялиевой, кайбицкая сторона - земля, известная дубравами, пчеловодством. Самодельные ульи, которые развешивали на дубах и ульи в дупле деревьев мордва называли «кабацы».
Второй вариант - имя человека - кажется более убедительным. Например, наименование села Бурундуки произошло от имени служивого татарина Бурундучки Басубина. Хозесаново, Надеждино, Муратово - тоже имена людей. Кайбицы прикреплялись к разным людям, однако, название села оставалось тем же.
Первый вариант и похож, и нет. По третьей ревизии 1763 года, на реке Кайбельке «Большие Кайбицы», Малые Кайбицы, Эбалаково, (Бияли тожъ). Видимо, написали, перепутав с наименованием села. Еще более поздних наименований нет. Некоторые сведения утеряны, сгорели, многие документы даже вырваны. Это уже настоящая политика. Кто-то скрывал, уничтожал свои дела.
В документ «Писцовая книга Свияжского уезда 1565-67» вошли следующие деревни, цитирую: Атишево, Ульянко, Кушман, Большой Кушман, Барышево, Бурундукове, Кабичев, Кобузева, Сюндюк, Муралеево, Муратово, Котеево (Чутеево), Маматыш Акила, деревни пяти Маматышей, Тебердеево Лебердеево. А других сел здесь в это время еще не видно.
Говоря языком юристов, получается так: есть в документе - это факт, а если нет в документе, значит, сказка, вымысел. Хайбуч - один из них.
Нет комментариев