Кайбицкие зори

Кайбицкий район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Нам пишут

Отца так и не дождались

Уже прошло более шестидесяти пяти лет со дня Великой Победы 1945 года. События тех времен уходят в прошлое, но память о них останется навсегда. Мало осталось в живых очевидцев, и еще меньше участников Великой Отечественной Войны.

Члены кружка «Юнкор» встретились с жительницей села Сундуровой Анной Михайловной, более 35 лет проработавшей акушером - фельдшером в Ульянковском ФАП. Детство маленькой Ани пришлось на суровые годы войны. Родилась Анна Михайловна в селе Большое Подберезье в феврале 1933 года в большой дружной семье.

Мы, праправнуки тех, кто жил и трудился во время войны, попросили ее рассказать о военном детстве, односельчанах, родственников.

- Когда началась война, мне было восемь лет, но я очень хорошо помню, что о начале войны передали по радио, и люди бежали по улице и кричали: «Война? Война!» Это известие стало неожиданностью для всех, здесь, вдали от фронта, трудно было поверить, что мирная жизнь закончилась. В первые месяцы войны жизнь резко поменялась. Во-первых, на фронт забрали всех мужчин. Ушли все мои дядья и отец, его забрали 1 июля 1941 года. Остались женщины, старики и дети. В нашей семье было пятеро детей, старшей сестре было 13 лет, а самому младшему братику - 1 год и два месяца. И ещё с нами жила бабушка.

В первые годы войны мы жили нормально. Наш отец был портным, он до войны сам шил всем детям и одежду, и обувь. И у нас сохранились запасы, в лаптях в школу мы не ходили. Всю войну мы держали корову, гусей, были у нас и курочки. Благодаря этому мы не голодали, кружка молока всегда была на столе. Но чтобы содержать домашних животных, нужно было во всём помогать маме. И с малых лет мы летом заготовляли сено для коровы, а зимой на санках возили из леса дрова. Вот сладостей во время войны мы не видели. Вместо конфет сушили красную свёклу и ели.

Ученики начальных классов учились всю войну, а вот старшеклассники не учились, работали на колхозных полях, фермах. Как бы трудно не было, но мы старались учиться хорошо. Тетрадей не было. Нам из Канаша привозили обёрточную бумагу, мы её гладили, разлиновывали и сшивали. Вот такие у нас были тетради. И ученики младших классов тоже помогали колхозу: пололи пшеницу, собирали колоски.

Отца моего, Шулаева Михаила Даниловича, забрали 1 июля 1941 года. Он три месяца служил в городе Казани, затем их отправили под Москву, последнее письмо мы получили осенью 41-го, и больше мы ничего о нём не знаем. Считается без вести пропавшим. Мы знаем, какие кровопролитные бои шли под Москвой и думаем, что наш отец погиб, защищая Москву. Младший брат отца Шулаев Григорий Данилович в 1941 году окончил Ташкентское военное училище, был направлен на службу в город Тула, там и погиб, ему было чуть больше двадцати. Старший брат отца Василий Данилович работал инженером на авиационном заводе, всю войну он провёл в эвакуации в Уфе.

Большая радость была, когда объявили, что война закончилась и фашистская армия разгромлена. В этот день, я помню, к нам пришла бригадир Марина наряжать маму на работу и крикнула: «Марья, война закончилась». Все жители собрались на площади в центре села на митинг. Все плакали. Это были слёзы счастья и радости. Многие плакали по близким, которые не вернулись. После войны мы ещё несколько лет ждали возвращения отца, но так и не дождались.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев