Амина Габидуллина из Старых Чечкаб: ”Когда началась война, я была 13-летней девочкой”
– Известие о начале войны мы услышали во время полива колхозного огорода.
Моя 17-летняя сестра Халима в это время была направлена на железнодорожные работы в Бугульму. Мы уже очень переживали, что она может остаться там. Вскоре сестра приехала, и ее назначили конюхом в колхоз имени «Первого Мая». Осенью около нашего села началось строительство оборонительного сооружения. Сначала женщин отправили на заболоченную местность. Потом выяснилось, что место было указано неверно, поэтому их отвезли в соседнее село Ульянково. Для строительства оборонительного сооружения направили людей из многих районов республики. Их поселили в дома местных жителей. Штаб разместился в здании школы. В наш дом определили пятерых девушек из села Айдарово Зеленодольского района. В то время мама была беременна, поэтому рыть траншеи вместо нее ходила я. Было очень холодно, стояли сильные морозы. Землю долбили с помощью лома, она не поддавалась, откалывалась маленькими кусочками. Работа не продвигалась. Через некоторое время девушек, поселивших к нам, отправили домой. Вместо них в село привезли солдат. И в наш дом поселили десять человек. Их командир по фамилии Хамзин заставлял нас каждый день топить баню. Один из них – больной солдат не ходил на работу. Но потом его все равно отправили на фронт. Пока взрослые были на работе, я топила печь и готовила еду. Когда варила картофель для кур, этот солдат приносил картофельные очистки и просил сварить их. Я давала ему мелкий картофель, который варила для живности. От благодарности он даже плакал. Эти солдаты проходили учения и строили дзоты на полях нашего колхоза. Копали ров. Помню, что для этого взрывали мерзлую землю. Строительство было завершено примерно в феврале.
В 1942 году сформировали бригады из шести-семи девушек. В одну из них попала и я. Сначала мы рубили лес около сел Эбалаково, Берлибаш, селе Каенлы Буинского района. Зимой 1943 года нас отправили в марийские леса. Мне тогда не было и 16 лет. Туда ехали на лошадях четверо суток. Сначала рубили лес, потом поручили более легкую работу: срубленные ветки укладывали на дорогу. Условия жизни там были очень плохими. Картофель, привезенный с собой из дома, варили на костре.
Нас, четырех 16-летних девушек, отправили работать на обувную фабрику в Казань. Оттуда сбегали дважды, так как условия работы были невыносимыми. Из общежития украли всю нашу одежду. За побег нас заключили в казанскую тюрьму. Там было очень много народа. После десяти дней заключения отправили на прополку картофеля в Самосырово. Там работали один месяц месяц, потом три месяца рубили лес в Лаишево. Затем отпустили домой. После войны в 20 лет вышла замуж за Салимзяна Мирхайдаровича Габидуллина, вернувшегося с фронта.
Рассказ записала внучка, учитель Кушманской школы Гузель Гилязова.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев