Кайбицкие зори

Кайбицкий район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

«Чана гороховой муки, по мнению отца, нам должно было хватить до его возвращения с войны», – вспоминает Рамзия Гатиятуллина из Кушман

Со словами глубокой признательности за добросовестный труд в восстановление страны в послевоенные годы, вклад в его развитие заместитель главы района Рамис Хаялиев поздравил жительницу Кушман Рамзию Гатиятуллину с 90-летием.

Он передал поздравительную открытку Президента России Владимира Путина, подарок от Альберта Рахматуллина, а также вручил памятную медаль, выпущенную по случаю 30-летия района. ­


Поздравить юбиляра пришли председатель совета ветеранов Кушманского поселения Розалия Садриева, юнармейцы с педагогом Мадиной Хамидуллиной, а также коллеги дочери Лилии Сафиной, которая трудится главой поселения. Разделить радость мамы приехали дети: сын Ильсур из Апастова, дочери Ильсияр из Каратуна и Люция из Свердловска, внуки.
Свою знаменательную дату Рамзия Мифтаховна встретила в добром здравии и замечательном настроении. Ее жизненный путь – это достойный пример порядочности, трудолюбия, в котором были трудное военное детство, нелегкие отрочество и юность. Будучи родом из Башкортостана, как и многие ее современницы, она прожила непростую жизнь. Отца, работавшего председателем колхоза села Иткинеево Янаульского района и который на тот момент был уже в пожилом возрасте, тоже призвали на вой­ну. 

«Не буди детей, пусть спят»

– Целую неделю рано утром он уходил в Янаул, куда собрали всех, кто мог держать винтовку, возвращался поздно ночью. До отправки на фронт позаботился о нашем пропитании, оставил один чан гороховой муки, которой, по его мнению, должно было хватить до его возвращения с войны. «Не буди детей, пусть спят. Обниму, когда приду домой», – сказал он маме, уходя из дома, как оказалось, в последний раз. Но попрощаться с нами так и не успел, – вспоминает Рамзия апа. 


С места обучения их эшелоном отправили в московском направлении. На вокзале он написал письмо, где попросил жену хорошо смотреть за детьми, сказал, что отправляют в самое пекло и что, скорее всего, не вернется. Действительно, отца они не дождались и вместо солдата домой пришло письмо, в котором сообщалось, что он пропал без вести.

– В годы войны мы держали корову, потому не голодали. По весне односельчане собирали полусгнившие пшеничные колоски из-под растаявшего снега для употребления в пищу. Но они стали для них отравой, умерли многие. За ночь умирали по три-четыре жителя. Эта напасть прекратилась только после того, как селянам начали выдавать мерзлую картошку из колхозного амбара. В нашей местности почти нет лесов, поэтому не было и дров. Дома отап­ливали кизяком, который делали из коровьего навоза. Его по двести-четыреста штук мы сушили летом, затем складывали в закрытом сухом месте. Чтобы как-то сохранить тепло в доме, окна почти полностью забивали сеном, оставляя только небольшую щель для света.
– С началом войны в селе разобрали минареты обеих мечетей, в одной из них устроили клуб, в другой – школу. Вечером женщины села собирались в клубе, вязали, а перед ними выступал уполномоченный из района, который рассказывал о самолетах, обучал оказывать первую помощь. Мама всегда с собой брала меня, мы возвращались уже глубокой ночью. Даже не поспав, уходила на работу. Утром и вечером доила колхозных коров, овец, днем работала на птицеферме. Рабочих рук не хватало, поэтому и нам, подросткам, поручали посильную работу. Со старшей сестрой и младшим братом помогали маме.
Рамзия, которой к началу вой­ны было около девяти лет, училась в первом классе Янаульской школы, находившейся в пяти километрах от ее села. В эту школу она ходила до окончания восьмого класса. 

 

Шахтерка-«стахановка»

После войны 17-летняя девушка, мечтавшая поступить в Арское педучилище, поехала подзаработать на Березовские рудники около Свердловска (город сейчас называется Екатеринбург). Молодая сильная девушка стала стахановкой, так как каждую смену в забое шахты выполняла полторы нормы выработки. Для современной молодежи понятие «стахановское движение» незнакомо, зато об этом хорошо помнят люди старшего поколения. В СССР так называли последователей Алексея Стаханова, новаторов социалистического производства – рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, многократно превышавших установленные нормы производства. И фотография Рамзии все три года не сходила с Доски почета передовиков производства.
Получив письмо от брата, которого забирали на службу в армию, она решила уволиться и поехать к маме, чтобы не оставлять ее одну. Но судьба распорядилась иначе.
– Как оказалось, Рашид, который работал в этой же шахте, давно присматривался ко мне. Узнав от подруги, что собираюсь домой, понял, что может потерять меня и решил не откладывать намерение жениться. Хотя на тот момент у меня и в мыслях не было выходить замуж, он и его родственники смогли убедить меня. Через несколько дней мы уехали в Татарию, в его родное село Кушманы. Так я оказалась в трудолюбивой и, по тем временам, зажиточной, семье Гатиятуллиных. 
Добрыми словами Рамзия апа вспоминает свекра Гафиятуллу, который был покладистым и миролюбивым человеком, поддерживал и словами, и деньгами. Будучи хорошим печником, был всегда востребованным мастером в соседних селах.

На пути духовного служения

Всевышний даровал Рамзие отменное здоровье. Выйдя на покос колхозного поля, она опередила даже бывалых косарей-мужчин. Рассказы насчет ее силы среди односельчан превратились чуть ли не в легенду: говорили, что тяжелую сторону бревна поднимала она сама, чтобы уберечь здоровье второй половинки.

– Муж работал в колхозе сначала бригадиром, потом – сборщиком молока, был всегда при лошади, за которой тщательно ухаживал. Позже эту лошадь передали мне, и я в течение пяти лет: летом – на телеге, зимой – на санях из Больших Кайбиц привозила в Кушманы почту и посылки, забирала из пекарни сто буханок хлеба, иногда по просьбе односельчан – муку и дрожжи, что было по тем временам большим дефицитом. Потом 17 лет разносила почту в селе, оттуда и вышла на заслуженный отдых, – делится собеседница.
Супруги прожили вместе тридцать лет, вырастили четверых детей, каждый из них нашел свое достойное место в жизни. Рамзие Мифтаховне было чуть за пятьдесят, когда муж скоропостижно скончался от инсульта. Возможно, эта потеря и побудила ее встать на путь духовного служения. Она не только совершала намаз, но помогла проводить более ста односельчан в пос­ледний путь.


– Мы уважаем и ценим Рамзию Мифтаховну за ее доброжелательность, мягкость, приветливость, добрососедство. Она — представитель людей старшего поколения, которые объединяют всех соседей, любят угощать, учат миру и дружбе, – поделилась Розалия Садриева.
Несмотря на преклонный возраст наша героиня каждый день пять раз в день совершает намаз, с удовольствием читает. Ее любимая книга – восьмисотстраничный Тафсир (толкование) Корана, читает и газеты, особенно районку. У нее девять внуков и восемь правнуков. Труженица тыла проживает счастливую старость на попечении дочери Лилии и зятя Ильдара.
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев