Кайбицкие зори

Кайбицкий район

18+
Рус Тат
Новости

Директор Берлибашской школы Кайбицкого района Сергей Лазарев по крупицам собирает историю родного села Берлибаши

Столица гончарного ремесла и петровских дубрав.

«Русские Берлибаши — уникальное село, которое раскинулось на два километра вдоль реки Берля. Этот чистейший природный водный поток полностью кайбицкий, он ни в какие другие районы не выходит. У нас его и исток, и устье. В 1978 году Берля была признана памятником природы регионального значения», — рассказывает заместитель главы Кайбицкого муниципального района Рамис Хаялиев, пока мы едем до села. 

От Берли до стратегического богатства

Берлибаши в переводе с татарского означает «начало Берли». А название Берля, по мнению некоторых историков, происходит от угро-финского слова «берлинга» — «хмель». Действительно, даже в середине прошлого столетия ее берега утопали в хмельных зарослях. Как считают другие эксперты, название реки корнями связано с арабскими словами «бэр», «бэрэкэт», что значит богатство, изобилие пищи, дарованной Аллахом. С этой точки зрения Берля воспринимается как «река плодородия».

Согласно исследованию Института восточных рукописей РАН (Санкт-Петербург) освоение земель и строительство села Русские Берлибаши переселенцы из Центральной России начали в XV веке. А группа авторов книги «Берлибаши в сердце моем» склоняется к тому, что село было основано в конце XVI века. 

Безусловно, одна из главных достопримечательностей района — это знаменитые Кайбицкие дубравы, которые в 1981 году вошли в реестр памятников природы регионального значения. Площадь лесов — 140 га. В заповедной зоне сохранились 350-летние дубы диаметром ствола более 1,5 метра. Кайбицкие леса еще во времена Петра I были признаны стратегическим богатством державы. Местные дубы шли на строительство кораблей российского флота. Многие здания Санкт-Петербурга строились на сваях, заготовленных именно здесь. И даже пол Зимнего дворца выложен паркетом из кайбицкого дуба. Не случайно на гербе района изображен дуб!

Нам из окон машины хорошо виден этот величественный лес, который на радость населению в летне-осенний сезон богат ягодами, грибами, орехами-лещинами. 

Раз хороший кузнец — будешь Кузнецовым

Нас встречает директор Берлибашской основной общеобразовательной школы 55-летний Сергей Лазарев. В его кабинете стоят пластиковые емкости с отработанными батарейками. 

— Активно участвуем во всероссийской акции по сбору макулатуры «БумБатл» в поддержку национального проекта «Экология», — объясняет учитель биологии и географии Эльмира Рахматуллина. — На этот раз собирали батарейки по программе Министерства экологии и природных ресурсов РТ. Дети с энтузиазмом ищут эти источники питания у бабушек, дедушек, соседей, знакомых. Наш нынешний «урожай» составил 20 килограммов. Бывало, наша школа занимала первые места в районе по сбору батареек, хотя у нас учатся всего 35 ребят, а в других учебных заведениях — более 300. Дети с удовольствием ездят на различные экологические форумы, где занимают призовые места в республиканских конкурсах. 

Село состоит из русской и татарской частей. Сейчас оно официально называется просто одним словом Берлибаши. 

— До революции в селе проживали не менее двух тысяч человек — как в сегодняшнем райцентре Большие Кайбицы, — включается в разговор Рамис Хаялиев.

— В советское время в школе, которая сначала была семилетней, а потом стала восьмилетней, обучались до 450 детей ежегодно, и было 60 выпускников в год. Сейчас численность взрослого населения Берлибашей составляет около двухсот человек. А 35 школьников собираются из трех населенных пунктов — Берлибашей, Эбалакова и Мурзы Берлибашей. Испокон веков люди здесь жили дружно, вместе отмечали все праздники независимо от их национального или религиозного уклона. 

— Земли у нас хорошие — чернозем, и вода чистейшая. В округе так много родников, что мы родниковую воду не только пьем, но и поливаем ею сады-огороды, — признается Сергей Лазарев.

Берлибашцы были отменными ремесленниками. До сих пор местные жители помнят кузнеца Тимофея Кротова, который родился в селе Русские Берлибаши в 1905 году. А в январе 1945-го старший сержант минометной роты 222-го гвардейского стрелкового полка был осужден на десять лет, якобы за то, что «восхвалял жизнь в немецком плену». В июле 1958-го реабилитирован. Семья кузнеца так и получила фамилию Кузнецовых. 

— У нас в доме до сих пор есть молоток, сделанный Тимофеем. И я лично видел охотничье ружье, которое он смастерил собственноручно в кустарных условиях. И это оружие не отличишь от аналогичных изделий, изготовленных на заводах, — отмечает наш собеседник. 

А цветы получали из медного купороса

Если татарская часть населения славилась валяльным производством, то русская — гончарным. Берлибаши даже называли столицей гончарного дела Приволжья. Глиняная утварь имела очень широкое применение.

— Мой родной дед Петр Лазаревич Лазарев считался одним из лучших мастеров, — подчеркивает его внук. — А ведь гончарное производство весьма сложное. Глина должна быть пластичной, определенного состава с минимальным содержанием песка. Люди брали ее возле кладбищ, зимой перемораживали, чтобы улучшить структуру. Детей заставляли в корыте глину ногами мять. Заносили в подпол и при керосиновой лампе делали горшки. Электрификация дошла до нас лишь в 1961 году. Там же, в подполе, сушили. А по приходу весны — обжигали. 

Сергей Владимирович организовал в школе мини-музей берлибашских глиняных изделий. Экспонаты охватывают период с начала советской эпохи и до 60-х годов, когда это ремесло постепенно сходило на нет. В обиходе стала появляться алюминиевая, металлическая и плас­тиковая посуда. 

— Видите — одни горшки матовые, а другие — глянцевые, — обращает внимание директор. — Оксид свинца толкли в ступе (она тоже имеется в нашем музее) до состояния белого порошка, который размешивали с водой. После кисточкой обмазывали изделие, ставили его в горн. И под воздействием высокой температуры получалась такая глазурь. Глянец — и есть глазурь. А вот синие цветы получали из медного купороса. 

Преподаватели со своими учениками собирали эти вещи по всему селу. Надо сказать экспозиция получилась довольно разнообразной. Вот большие кувшины — корчаги — для пива. Есть кадило для религиозных ритуалов, рыбница, пестик, воскотупка, кашник (в нем топили масло, которое, конечно же, хранилось дольше свежего), цедилка, воронки. Даже в банях мылись из глиняных тазиков-плошек. 

Кулгашка — это высокий горшок для молока. Его ставили в погреб, который весной набивали снегом, и до июня холод держался. Рыльник — это подвесной умывальник. И так далее. 

Кстати, известный факт: если приготовить картошку с мясом в глиняной посуде, то блюдо получается гораздо вкуснее, чем при готовке в алюминиевой или металлической... 

Статус села обязывает населенный пункт иметь религиозный храм. Но в бывших Русских Берлибашах его нет. Однако в селе была Никольская церковь, которую после революции передали клубу, затем — школе. Пока строение совсем не разрушилось. При разборке здания в его фундаменте обнаружили два камня, на одном из них было высечено, что данная церковь была построена в 1904 году. Камни унесли на кладбище — место, где молятся пожилые люди. В школьном дворе находится обнесенная забором могила батюшки Никольской церкви, имя которого неизвестно. 

Липового меда нынче нет

Раньше берлибашцы трудились в колхозах «Просвещение», имени Ильича, лесхозе, на местном кирпичном заводе. В настоящее время некоторые ездят на работу в райцентр Большие Кайбицы, который находится в семи километрах от села, другие населенные пункты, где есть действующие хозяйства. В чисто сельскохозяйственном Кайбицком районе с преобладающим растениеводством Берлибаши отличаются довольно развитым животноводством: в каждом личном подворье содержатся либо коровы, либо лошади, либо мелкий скот. 

— Однако наиболее любимое занятие жителей села — пчеловодство. Даже в советское время в каждом домохозяйстве было два-три улья. И сейчас домашние пасеки имеются у всех, в основном, по 30-50 и более ульев, рекордсмены держат по сто пчелосемей, — говорит Сергей Лазарев. — У меня 20 семей пчел.

Может, и рискнул бы завести больше, но времени на директорство уходит немало. Да и существует проблема со сбытом продукции сельского хозяйства. Допустим, трехлитровая банка качественного меда стоит 1,5-2 тысячи рублей. Кто-то делает искусственный мед и продает за одну тысячу рублей. И люди с удовольствием покупают за эту цену, потому что не разбираются в качестве данного лакомства. 

Как заметил Сергей Владимирович, мед получается в ассортименте: если кругом разнотравье, то цветочный; рядом сажают подсолнух, то подсолнечный.

— В прошлом году, к сожалению, липового меда не было вообще, потому что липа не цвела, — сетует наш собеседник. — А он у нас обычно отменный.

По соседству — Кайбицкие дубравы, дуб без липы не растет. Однако, в мае были заморозки четыре-пять градусов ниже нуля, и цветковые почки у липы замерзли. Кроме того, если во время цветения липы идут сплошные дожди, то для нее это пагубно. Цветок у липы — открытый. Он не закрывается после ухода солнца, как это бывает у других растений. Поэтому дождь полностью смывает с него нектар. Липа цветет в среднем десять дней. Вот в один из благоприятных годов у меня был максимальный привес в 22 килограмма нектара за день. А так, в среднем суточный результат достигает 10-15 килограммов...

На прощание Сергей Владимирович признается, что счастлив жить на своей родной земле. «Сейчас мы втроем: 81-летняя мама Татьяна Андреевна, супруга Людмила Николаевна, которая в нашей школе работает учителем начальных классов, и я. Дети получают хорошее образование. Дочь Анастасия в Казани учится в Высшей школе иностранных языков и перевода при КФУ, а сын Александр — в Российском государственном университете правосудия в Москве».

Ирина ДЕМИНА,
журналист газеты 
«Республика Татарстан»

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев