Юнармейцы Молькеевской школы - частые гости в доме Анастасии Волковой
В марте исполнилось 40 лет со дня гибели воина – интернационалиста Валерия Волкова, который проходил срочную службу на территории Демократической республики Афганистан. Юнармейцы отряда, который носит его имя, побывали дома у мамы Валерия Ивановича.
«Он был хорошим сыном, – вспоминает Анастасия Волкова. – Мой средний сын Валерий родился 4 марта 1963 года в Молькееве. Рос крепким и смелым, никогда не давал в обиду не себя, ни других. Был щедрым и справедливым, поэтому и соседи, и друзья любили его. Восьмилетку окончил в родном селе, учился легко, без особых усилий. На родительских собраниях его всегда ставили в пример.
Среднюю школу окончил в соседнем селе Старое Тябердино. Гордился, что учится в школе, носящей имя Героя Советского Союза Кузьмина. И мне кажется, он возмужал как-то не по возрасту быстро. Любил спорт, часами пропадал на тренировках. Летом работал помощником комбайнера рядом с отцом, и это была его стихия. Валерий мечтал о сельхозинституте и видел себя «хорошим» председателем передового колхоза. И это были не просто мечты наивного юноши – ему с рождения были дарованы творческие и лидерские способности.
В армию Валерия мы проводили всем селом 29 марта 1981 года. Он был задумчив, все успокаивал меня и отца. Говорил, что ему как мужчине рано или поздно все равно надо будет пройти эту школу, что два года – это всего лишь 730 дней. Тогда ни Валера, ни мы не знали, что эти два года для всех нас станут годами длиною в целую жизнь.
Из Казани их отправили ночью 3 апреля. Не знаю, то ли это было предчувствие, но в тот день у меня все валилось из рук, болело сердце. Валера попал в учебный центр «Самарканд», что в Узбекистане. Присягу приняли 9 Мая, и уже 17 июня их отправили в Афганистан. Писал он часто и подробно, успокаивал нас, просил беречь здоровье. Первое боевое крещение Валера принял 16 августа, то есть через 4 месяца после призыва в армию. Из боя все вышли живыми-здоровыми. Потом, на войне как на войне, были десятки других боев, коротких стычек и долгих осад. Валера начинал службу заряжающим, потом стал спецрадиотелефонистом разведроты, последние восемь месяцев – командиром отделения. Сам он об этом ничего не писал, это уже потом командир Валеры и его сослуживцы рассказали много нового для нас, вспоминали его такую короткую и такую пронзительную жизнь.
Валера два раза был ранен, лежал в госпитале. Оттуда мы получили очень теплое письмо с проникновенными словами, полными ожидания, светлой грусти. «… Мама мы в Союзе… Я слегка ранен. Ухаживают хорошо, кормят отлично. Самое главное, мы у себя на Родине. Здесь хоть и печет как в пекле, но даже ветры пахнут сиренью… Мама, а какая, наверное, благодать у нас… Глотнуть бы нашу студеную родниковую воду! Жаворонки поют, цветет земля. Очень, очень хочу увидеть вас: тебя, отца, брата и сестренку».
И вот 24 марта 1983 года началась 41 по счету боевая операция и последняя, так как он ждал приказа об увольнении в запас. Она стала роковой.
Сына любили все: и командиры, и сослуживцы. Он был честен, прямолинеен, делился последним куском хлеба и последним патроном. Был до конца предан присяге и боевому товариществу. Об этом рассказали старший лейтенант Листопад и его сослуживцы, которые сопровождали гроб с телом моего сына.
Похоронили мы Валеру 3 апреля 1983 года на нашем сельском кладбище. Для меня и для всех нас он навсегда останется 20-летним юношей, вся биография которого кончается беспощадными, как жало штыка, словами: «Пал смертью храбрых. Награжден орденом красной Звезды. Посмертно».
Юнармейцы Молькеевской школы
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев