Кайбицкая земля приняла гостей из Сибири
В наш район приехали доцент Тюменского областного государственного института развития регионального образования, кандидат педагогических наук Рафаэль Гадиев, директор Киндерской средней школы Нижнетавдинского района Мунира Калиева, учителя Фируза Булатова, Альбина Бакиева и библиотекарь Фазиля Гильманова.
В этой теплой встрече приняла участие и наша землячка из Казани, заместитель главного редактора журнала «Сююмбике» Гульнур Сафиуллина. В начале двадцатого века и ее родственники, уехав из Малых Кайбиц, поселились в селе Киндер Тюменской области. Гульнур Мударисовна поддерживает связь с близкими, которые живут в Сибири, и сама бывает у них в гостях.
Интерес к корням — в крови у каждого
— Среди кайбичан мало кто знает, что в Киндере, находящемся за две тысячи километров от нас, живут наши соотечественники, которые хорошо знают татарский язык. А в этом селе, наоборот, хорошо знают Кайбицы. В нем живут потомки переселенцев начала прошлого века, которые уехали из нашего района. Первое переселение состоялось до 1910 года. Оно связано со Столыпинской реформой. Вторая группа кайбичан выехала в Сибирь во время голода 1921 года, — сказал заместитель главы района Рамис Хаялиев, перелистывая страницы истории.— Обустраиваться на новом месте было непросто, так как местные жители не хотели воспринимать приезжих. Но наши земляки оказались трудолюбивыми. Они научили местных жителей земледелию, в этих краях они становились священнослужителями: муллами или абыстаями. Этим событиям уже более века, они продолжают жить, сохраняя язык и вероисповедание.
В Киндере сохранились не только язык и традиции, но даже и диалектные слова. Как и у нас, в Кайбицах, кыстыбый у них называют «якмыш», мясо — «кэки», шапку — «папый».
В издании, которое киндерцы подарили музею Кайбицкого края, говорится, что в 1908 году в деревне Киндер появился первый эмиссар-разведчик казанских татар. Им был глава большого семейства Шамсутдин Минкашев, житель села Большекайбицкое Казанской губернии. Он три дня жил в деревне, знакомился с селом, жителями, с их укладом жизни, обычаями, традициями сибирских татар. Ему здесь очень понравилось, поэтому решил со своей большой семьей переехать на постоянное жительство. По приезду домой он рассказал своим односельчанам все, что увидел в Сибири.
Еще девять семей переехали за ним в Киндер. Это — семья Гильмана Сайфутдинова, Махмута Файзуллина, Идриса Файзуллина, Гайсы Файзуллина, Сулеймана Файзуллина, Бургана Фаизова, Шакира Ишмухамедова, Шафигуллы Фазлуллина и Нигмидзяна Ахтариева. Все они были из одного большого села. Многие эти семьи дружили между собой и были даже родственниками. Всем им выделили земельные участки для строительства, лес, земельные участки под пашни, сенокосные угодья. Таким образом началось строительство, обживание новых мест.
Интерес к своим корням, своему прошлому, знание того, откуда ты родом — это в крови у каждого человека. Важным в изучении родословной является посещение мест, где жили предки. Кайбицы всегда притягивают киндерцев. Восемнадцатичасовой путь на поезде оказался утомительным, но, все же, гости были счастливы и очень впечатлены.
— Не верится, что мы на кайбицкой земле. В долгий путь нас провожали не только односельчане, но и весь Нижнетавдинский район, Тюменская область. Они передали всем вам сердечный привет, — сказала Мунира Калиева.
Кайбицы дороги их сердцу
Гостей в Кушманском детском саду встретили с юка — традиционным чайным блюдом татарской кухни. Сюда же приехали заместитель главы района Рамис Хаялиев и начальник отдела образования Ильмас Хамидуллин. Обычно гостей угощают хлебом-солью или чакчаком, а бренд этого села — юка. Ее полюбили и киндерцы. «Нужно записать рецепт и научиться готовить это блюдо. Удивляя всех, тоже будем встречать гостей этим блюдом», — сказали они.
Воспитанники детского сада в национальных костюмах рассказали содержательные стихи. Все вместе спели песню «Туган тел». Тюменцы посетили занятия, которые провели воспитатели Диляра Насрутдинова и Ильхамия Салахова.
Далее наши соотечественники посетили Кушманскую школу. Здесь их встретили учителя татарского языка и литературы и учащиеся. Каждый экспонат в школьном музее вызывал интерес у гостей.
— Жители Кушман издавна занимались ремеслами: изготавливали кирпичи, разводили пчел, валяли валенки. Село славилось людьми, которые делали обрезание. В селе их было несколько человек. Известно, что они добирались даже до Средней Азии, — сказала руководитель музея Розалия Садриева.
Ознакомились с деятельностью кружка «Гончарное дело» под руководством учителя технологии Айдара Насрутдинова. Горшки, изготовленные учащимися, отправились в Тюмень: их подарили гостям. Они посетили открытый урок, который провела учитель татарского языка и литературы Резеда Хайруллина.
На мастер-классе, проведенном руководителем кружка «Серебряное перо» Флюзией Салаховой, школьники продемонстрировали мастерство написания стихов. На этой встрече учитель татарского языка и литературы Старотябердинской школы Римма Васильева поделилась опытом создания Вики — Кайбицкой татарской Википедии.
Почетных гостей в этой школе поприветствовал глава района Альберт Рахматуллин.
— У нашего народа есть свой язык, самобытные обычаи и традиции. Нам намного легче их сохранять и передавать будущим поколениям, — сказал он. — Если мы в дальнейшем будем сотрудничать и общаться, то и у вас будет меньше трудностей в этой сфере. Выражаю вам благодарность за активное участие в возрождении и развитии культуры и истории народа, пропаганду традиций, вклад в воспитание национального духа у подрастающего поколения.
Альберт Ильгизарович вручил гостям Благодарственные письма и памятные подарки — книги. Он пригласил тюменцев на кайбицкий Сабантуй. Наши соотечественники привезли в качестве подарка книги Шауката Гадельши.
— Поэт Шаукат Гадельшович Сибгатуллин сейчас проживает в Казани, в прошлом году удостоился государственной премии Габдуллы Тукая. Он — уроженец нашего села, — сказала Мунира Калиева. — Предки поэта — Бикчантаевы были из Кайбицкого района. Приехав в Киндер, во время репрессий многие сменили фамилию. Таким образом их семья стала Сибгатуллиными. Мы гордимся своим земляком. В декабре прошлого года сельской библиотеке в Киндере присвоили имя Шауката Гадельши.
Эта встреча оставила теплые впечатления в сердцах наших соотечественников.
— Девиз татар всего мира — «Мы вместе! Наша сила — в единстве!». Мы сильны с вами. Пусть наша сегодняшняя встреча откроет путь к большой работе, направленной на сохранение татарского языка на тюменской земле. Мы тоже приглашаем вас в гости. Дорогие друзья, родственники, вы стали нашими самыми близкими людьми! — сказал Рафаэль Гадиев.
Когда смотрели видеопрезентацию о селе Киндер, все в мыслях побывали в этом сибирском селе.
— Мы и не надеялись на такую встречу. Думали, что увидимся и быстро уедем. Большое спасибо за теплый и радушный прием, — продолжила Мунира Хикматулловна. — Слово «Кайбицы» очень ценно для жителей села Киндер. Наши бабушки и дедушки родом из этого района. Мы привезли вам большой привет из далекой Сибири, от всех ваших родственников. Вместе со мной приехали и мои коллеги. Их корни тоже отсюда. Самые известные династии нашего села — Ахтариевы, Фазлуллины, Гильмановы, Шамсутдиновы, Латыповы — переехали из Кайбиц.Кто-то уже нашел родственников, общается. Есть и те, кто еще ничего не знает. Когда мы сказали, что едем в Кайбицы, откликнулись не только односельчане, но и многие жители Нижнетавдинского района, Тюменской области: писали, звонили. Они провожали нас с белой завистью, просили разузнать и о своих родственниках. Эту встречу организовал Рафаэль Галимзянович. Большое спасибо ему!
Важным событием этой встречи стало подписание соглашения директорами Мунирой Калиевой и Фанисом Гиниятуллиным о межрегиональном сотрудничестве между Киндерской и Кушманской школами. Это значит, что общение и обмен опытом будут продолжаться.
Мунира Хикматулловна также выразила обеспокоенность тем, что в Тюмени есть трудности в обучении татарскому языку.
— В Нижнетавдинском районе осталось всего три школы с обучением на родном, татарском, языке. Предмет является факультативным, — сказала она. — У нас большая проблема — сохранение языка. В начале двадцатого века родители боялись, что их дети не будут знать русский язык, сегодня мы переживаем, что забывается татарский язык. Прилагаем все усилия для его сохранения. У нас поддерживают национальные школы, постоянно помогают. Преподаем татарский язык, участвуем в конкурсах. В 1922 году Киндерская школа была признана лучшей школой с этнокультурным компонентом образования. Если в селе есть школа, оно будет жить вечно.
Встретились два сокурсника
Как уже было написано выше, Кушманы ранее славились людьми, которые занимались обрезанием. В народе их называли «бабачылар». Житель этого села Ильфар Сафиуллин — потомок этого рода. Его дедушка, позже и отец, делали обрезание. Ильфар Галимович тоже присутствовал на встрече в детском саду и в школе. Гость из Тюмени — Рафаэль Гадиев — сокурсник Ильфара Сафиуллина. Оба были рады встрече на кушманской земле.
— Мы с Рафаэлем Галимзяновичем познакомились три года назад, когда учились в медресе имени 1000-летия Казани. С тех пор общаемся, встречаемся во время сессий, — сказал Ильфар Сафиуллин.— Я и сам в детстве ездил в Тюмень. В пятнадцати километрах от этого города, в поселке Боровое, жила родная сестра моего деда Халиуллы — Майсарвар. Она переехала в Сибирь вместе с дочерью Аклимой и зятем Афгалутдином в пятидесятые годы прошлого века. Афгалутдин Хикматуллин родился в Больших Кайбицах, их дом находился рядом с бывшим универмагом. Наши родственники работали на добыче торфа недалеко от поселка. У них родилось трое сыновей. Старшего из них, Альберта, сегодня уже нет в живых. Рафик живет в Казани, сейчас на пенсии. Рафиль живет в Боровом. Раньше в этот поселок переселились немало семей и из Больших Кайбиц и Кушман.
Время находить родичей
Рафаэль Гадиев встретил в Кушмах своего давнего знакомого, а Мунира Калиева нашла в Больших Кайбицах родственницу — Нуранию Сабитову, которую никогда раньше не видела. Какое счастье!
— Моя бабушка, Фаизова Амина Сабитовна, родилась в 1904 году в Кайбицах, — рассказала Мунира Хикматулловна.— В свидетельстве о рождении фамилия записана как Сафиуллина, по приезде в Киндер ее сменили на Фаизову. Его сестра Сара умерла в детстве. Еще одна сестра по имени Халима тоже родилась в Кайбицах. Когда переехали в Сибирь, бабушке было три года. Здесь родился ее младший брат Габдулла. Амина одной из первых среди казанских татар вышла замуж за сибирского татарина Рахматуллу. У них родился сын Хикматулла — мой отец.
В Больших Кайбицах Мунира ханум посетила дом Нурании Сабитовой. Родственники увиделись, поговорили, сфотографировались на память.
— Оказалось, Нурания апа приходится мне родственницей со стороны деда Сабита. Его сына звали Сабир, а сына Сабира — Газиззян. Как мне объяснили, Нурания, Равия, Суфия, Фанзиля, Фирзана — дочери Газиззяна, — сказала Мунира Калиева.
Оказалось, Нурания Сабитова тоже помнит родных, которые когда-то приезжали к ним в гости из Тюмени.
Далее визит гостей продолжился в районном центре. Здесь они посетили музей Галии Кайбицкой, музей Кайбицкого края, мечеть. Проехали по улицам Малых Кайбиц, Берлибаш и Мурзы Берлибаш, где родились их предки. Накопив незабываемые впечатления, с большой радостью, испытывая гордость, в то же время и волнение, они на следующий день вновь отправились в дальний путь — в Тюмень.
Как живут киндерцы?
Село Киндер находится в ста километрах от Тюмени, от районного центра Нижняя Тавда — в 15 километрах. Основное население села составляют татары. Здесь, кроме сибирских татар, компактно проживают поволжско-приуральские татары, прибывшие сюда из разных районов современного Татарстана, русские, узбеки.
Почему же село называется «Киндер»? На самом деле Киндер не имеет никакого отношения ни к немцам, ни к Германии. Трава конопля на татарском языке называется киндер. Согласно преданиям, два века назад, когда губернские власти переселили сюда из плодородных земель Тюменского округа предков нынешних киндерцев, на этом месте густо росла конопля. Куда она подевалась сейчас, неизвестно. Аул «Киндерле» со временем превратился в Киндер.
До октябрьской революции детей в селе Киндер обучали сельские муллы. Обучение велось на арабском языке. Оно было доступно только состоятельным людям. После установления Советской власти в здании бывшего медресе открылась начальная школа. Детей обучали учителя, не имеющие специального образования. В 1938-1940 годы было построено деревянное здание школы, которое стало центром культурной жизни села. В 1950 году школа стала семилетней. В 1960-61 учебном году Киндерская семилетняя школа стала восьмилетней. Здание школы, построенное в 1939 годы, обветшало. Классы не уменьшались, количество учеников было большим. Требовалось новое здание.
И наконец, в 1975 году колхоз «Большевик» принимает решение строить в Киндере новую двухэтажную кирпичную школу. Место для нового здания выбрали в центре села, строительство продолжалось три года. 1 сентября 1978 года школа впервые распахнула двери для детворы. В 1981-1982 учебном году Киндерская школа стала средней. За парту девятого класса новой школы сели 25 учеников. Сегодня в школе обучаются 128 учеников из пяти близлежащих деревень. С 2008 года в здании школы находится и отделение дошкольного образования на 25 детей.
В центре села есть парк, заложенный в честь павших в Великой Отечественной войне земляков и репрессированных предков во время сталинского террора. Из села на фронт ушел 81 человек, не вернулись 48 мужчин.
В здании дома культуры расположен фельдшерско-акушерский пункт, администрация Новотроицкого сельского поселения, библиотека, почтовое отделение. Рядом стоит мечеть, которая является духовным центром села.
Верующие мусульмане каждую пятницу приходят на намаз. В медресе проводятся занятия для детей и взрослых.
Также проводятся мусульманские праздники и обряды. Самым большим праздником является Ураза-байрам, на который съезжаются мусульмане со всей округи и который сопровождается чаепитием. Здесь же проходят свадебный обряд «никах» и обряд имянаречения. В Рамадан читается таравих-намаз. Словом, мечеть живет полной жизнью на радость селян.
Село считается одним из благополучных в области. В 2009 году в Киндере появилась мегаферма на 2400 голов. Построен просторный конный двор. Есть благоустроенные квартиры для специалистов. На мегаферме трудятся около ста человек, включая обслуживающий персонал: механизаторов, водителей, поваров.
Сегодня в Киндере проживает около 300 жителей, которых называют киндерцы. Село стало центром Новотроицкого сельского поселения. Оно славится своим фольклорным ансамблем «Киндерле кичлэре» при библиотеке, которому в 2023 году исполнилось десять лет. Киндер также известен тем, что сюда ежегодно съезжаются жители юга Тюменской области на национальный праздник Сабантуй, где устраивают конные скачки, гонки на тракторах и готовят национальные блюда.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев