Трагедия, которая случилась с подростками в Пскове, встревожила сердца многих. Трудно представить, какую боль испытывают родители, близкие, друзья, учителя и одноклассники погибших. Взрослые пытаются понять, можно ли было изменить ситуацию и выход из нее. Психологи считают, что «да». В свете этих событий мы обратились к руководителю психолого-педагогической службы Кайбицкого района...
- Проблемы подростков часто кажутся взрослым надуманными, и это создает опасную ситуацию неоказания своевременной помощи, - рассказывает педагог-психолог Ольга Николаевна. - Хотя достаточно небольшого совета или вообще просто внимательно выслушать подростка, и проблемы разрешатся сами собой.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность - инвалидность, сиротство. Для ребенка трудная жизненная ситуация- это ситуация, в которой он не может жить нормально и которую не может исправить сам.
Признаками того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию, являются нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм; агрессивность, изменение поведения; сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности; появление сверхкритичности к себе; разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений; нарушения пищевого поведения: отказ от еды или обжорство, бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон в течение, по крайней мере, нескольких дней; частые необоснованные жалобы на соматические недомогания: на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость; несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти; увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее; уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку; нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо; отсутствие планов на будущее; внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.
как помочь?
Отнеситесь серьезно к проблемам подростка, какими бы мелкими и надуманными они не казались. Помните, что подросток крайне чувствительно и эмоционально реагирует на любое пренебрежение. Рассматривайте подростка как равную себе личность.
Внимательно слушайте то, о чем говорит подросток. Иногда невербальные знаки, мимика, жесты расскажут больше о состоянии человека, чем слова.
Если подросток делится с Вами своей проблемой, не используйте пустые утешения, предлагайте конструктивные пути выхода из ситуации, свою активную помощь.
Проявляйте внимание и заботу. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией (эмпатия - это способность к сопереживанию, умение разделять чужие эмоции и чувства. Эмпатия помогает предугадывать действия и понимать мотивы поступков окружающих людей); в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
Не спорьте и не доказывайте подростку, что его проблемы «легко решаемы». Тем самым Вы можете усугубить ситуацию, потеряете доверие, ребенок замкнется в себе.
Вселяйте в подростка уверенность в собственных силах, покажите ему ценность его достижений, значимость того, чего он добился. Внушайте ему надежду на еще больший успех.
В случаях необходимости обращайтесь за помощью к специалистам. Мы находимся по адресу 422330, Кайбицкий район, с. Ульянково, ул. Школьная, 34а. Телефоны: 88(4370)31139, 89376115144, электронный адрес milaimc@yandex.ru
Помните, что подросток - это ребенок, находящийся, в силу возрастных особенностей, в крайне уязвимом состоянии.
Нет комментариев