Как живете, Малые Кайбицы?
Кто не бывал в этих краях, могут подумать, что Малые Кайбицы — это районный центр. Но райцентром являются Большие Кайбицы, которые в разы крупнее. Два села разделяют всего четыре километра дороги. Как живут Малые Кайбицы? Не «поглотил» ли село его старший брат? Мы совершили путешествие в эти края.
Малые Кайбицы – небольшое село: в 131 дворе проживают 379 человек. Из архивных документов следует, что более ста лет – в 1919 году здесь было 1200 жителей. Голод, Великая Отечественная война, позже перестройка девяностых годов... И численность населения сократилась в три раза. К счастью, Малые Кайбицы сегодня не относятся к исчезающим селам. Действуют начальная школа, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, дом культуры, библиотека – словом, все необходимое для повседневной жизни.
Так и живем
Знакомство с селом начали с дома культуры – небольшого здания, построенного в 1986 году. В 2016 году здесь был проведен капитальный ремонт. Благодаря стараниям тех, кто здесь трудится, дом культуры и сегодня выглядит как новый. В одном его крыле располагается библиотека.
Пообщались с библиотекарем Рузалией Гиматдиновой, которая здесь работает тридцать три года. «Зимой библиотеку посещает много взрослых, летом приходят и дети, приехавшие погостить», – сказала она.
Библиотекарь рассказала о своих односельчанках. По ее словам, многие из них увлекаются рукоделием. С одной из таких – коренной жительницей Малых Кайбиц Гульсиной Гимрановой встретились у нее дома.
– Родилась в 1942 году, – делится она. – Поскольку с финской войны отец вернулся раненым, на фронт его не призвали. Нас выросло пятеро детей, троих уже нет в живых. Окончила семь классов, начальное образование получила в родном селе, потом ходила в Берлибашскую школу,которая от нас в пяти километрах. В одном классе нас тогда училось тридцать шесть детей! Село было большим, процветающим. Здесь были коровники, овцеводческие фермы. В колхозе содержали много гусей и уток. Еще в нашей местности люди занимались изготовлением кирпича. И мы с сестрой, которая старше меня на три года, изготовили много кирпичей. Глину привозили на тележке, ее брали у реки. Помню, как отец складывал готовые кирпичи. Накопив, продавал.
Гульсина Ярхамутдиновна вместе с супругом Бахетгараем вырастили четырех дочерей. К сожалению, супруг прожил недолго – тридцать лет назад его не стало. Одна из дочерей — Фидалия живет с мамой, две – в Кайбицах, одна – в Казани. У всех уже есть внуки. Интересуюсь ее увлечением. Почти каждый день Гульсина апа вяжет башмачки. В этих краях их ласково называют «пэпеш». До нового года для мобилизованных связала девять пар таких башмачков.
– В молодости много вышивала, вязала, – делится собеседница. – Тогда все молодые девушки рукодельничали. Теперь уже только вяжу, пряжу покупаем.
Спрашиваю, зачем столько башмачков.
– Дарю дочерям, внукам, родственникам, их у меня много. Фидалия тоже любит вязать, мы не умеем сидеть без дела. Слава Богу, зрение у меня хорошее, газеты и журналы читаю без очков.
Лучшие семьи
Выезжая в села, часто бываем в семьях. Понимаю, что главы сельских поселений знакомят нас с самыми лучшими семьями. Хорошо, что они есть. Как не рассказать об этом?!
Глава Эбалаковского поселения Муслима Гизатуллина познакомила нас с Зиннуровыми – самородками Малых Кайбиц. О них знает весь район!
Рашит и Гульшат Зиннуровы воспитали троих сыновей. Все они, получив высшее образование, остались жить на селе. Младший Фаниль остался в родительском доме, двое старших построили свои дома и живут в них с семьями. Старший Фарит открыл фермерско- крестьянское хозяйство, куда привлек младших братьев Фаннура и Фаниля.
– Долго уговаривали детей остаться на селе? – полушутя спрашиваю Рашита Касымовича.
– Не уговаривали совсем, остались по своему желанию. Когда Фаниль сказал, что вернется, говорили ему: «Может быть, останешься в городе?». А он устроился преподавателем физкультуры и ОБЖ в Кайбицкую среднюю школу. Там заявил, что младший из сыновей должен остаться жить в родительском доме. Женившись, своего решения не поменял. Живем дружно, всем довольны.
Общаясь с Рашитом Зиннуровым, наблюдаю: его супруга не отходит от внучки.
– Второй дочери Фаниля исполнилось год и семь месяцев. Мама вышла на работу, – сказала Гульшат Тавфиковна. – Жалко было отдавать малышку в детский сад. Совсем маленькая еще. На двоих с Рашитом один ребенок – справляемся. У нас как в больнице: заболеет один из внуков, его оставляют у нас.
Она более тридцати лет проработала акушером в роддоме, поэтому знает все тонкости ухода за детьми. Сейчас находится на заслуженном отдыхе. (И родильного отделения в Кайбицах уже нет.)
– В прошлом работали, не задумываясь, – сказала Гульшат Зиннурова. – Кровь в больницу сейчас доставляют в форме плазмы. Раньше, определив группу крови, ее переливали напрямую. Иногда мне все это снится. Бывало, что даже врача не было рядом, все делали сами. А если бы случилась непредвиденная ситуация? Слава Богу, такого не произошло. Фарит после окончания вуза открыл свое дело – занимается проведением водопровода и благоустройством дорог. Год назад открыл КФХ: выращивает зерно, сено. Вместе с братьями арендуют паевые земли, закупили технику. Правда, не новую, но на данном этапе для работы есть все. Ни грантов, ни другой помощи от государства они не получали. Во время сезона на работу приглашают несколько человек, родственников.
Рашит абый – ветеринар с высшим образованием. В 1977 году окончил вуз. После этого вернулся к родителям в Малые Кайбицы, где устроился зоотехником на ферму. Через четыре года его назначили заведующим фермой. Эту должность бессменно занимал тридцать восемь лет! После выхода на пенсию ушел на заслуженный отдых. Через пять лет ферму в Малых Кайбицах закрыли.
– Наши сыновья с детства приучены к труду, – сказал глава семейства. – Наверное, поэтому они и решили остаться на селе. В хозяйстве держали много скота. Еще будучи заведующим фермой частенько детей брал с собой. Бывало разное: то доярка заболеет, то еще что. Я замену им не искал. Помогать по хозяйству сыновей приучали с пяти лет. Сейчас и они своих детей воспитывают так же – внуки и сено собирают, и за скотом ухаживать помогают. Лучшее воспитание – трудовое.
Гульшат апа пригласила на чаепитие. На столе изобилие всевозможных яств: корт, катык, блюда из мяса... И все это из своего хозяйства. Рашит Касымович держит семь коров и бычков, так что молочными и мясными продуктами обеспечены круглый год. За столом Гульшат Тавфиковна раскрыла секрет своего супруга: он был приемным ребенком, и в Малые Кайбицы приехал только в пятилетнем возрасте. Поженившись, молодые жили в одном доме со свекром и свекровью. Для Гульшат 27 лет жизни со свекровью не стали в тягость.
– Мои родители ушли один за другим, – сказал Рашит Зиннуров. – Отец умер весной во время операции, в том же году мама погибла от удара молнии. Нас осталось шестеро детей. Мне, самому младшему, в то время было три года. С сестрой дошкольного возраста нас отправили в Нурлатский детский дом в Зеленодольском районе, остальных детей – в Балтасинскую школу-интернат. Через два года меня усыновили супруги из Малых Кайбицах, дали свою фамилию.
– А сестру оставили в детском доме?
– Почему-то ее не взяли. Они говорили: «Мы полюбили тебя с первого взгляда, ты был очень похож на нас». Я безмерно благодарен родителям. Не обижали, не били, растили с любовью. Дали возможность получить высшее образование. Я не могу назвать их отчимом и мачехой.
Зиннуровы относятся к семьям, с которыми не хочется прощаться: они необыкновенно душевные люди. Наверное, потому и их дети не уезжают далеко от них. В этом доме частые гости и братья Рашида Касымовича (повзрослев, нашли друг друга). Одиноко живущего брата тоже забрали к себе. От всей души желаю этой семье долгих лет жизни и благополучия. Пусть ваше счастье не проходит!
Школа и детский сад находятся рядом
В Малых Кайбицах школа всегда была начальной. Ее история начинается в 1934 году. В том году из соседнего села Кушманы перевезли здание конторы и приспособили под школу. Парты доставили из Нурлат. Обучение здесь не прекращалось и во время войны. В 1960 году школу перестроили, сделали более удобной. В этом старом здании на протяжении десятилетий обучалось более ста детей.
К 1 сентября 1990 года было построено новое здание школы, сегодня оно пустует. А в 2015 году по республиканской программе «Бэлэкэч» рядом построили новое современное здание. В одном его крыле расположена начальная школа, в другом – детский сад. Это красивое здание с надписью «Сандугач» (Соловей) притягивает взоры издалека.
Начальная школа относится к Большекайбицкой средней школе. В двух классах (втором и четвертом) знания получают одиннадцать учеников. Их обучают два учителя. Дети учатся в отдельных кабинетах, а вот на переменах они всегда вместе.
– В прошлом году детей было больше, потому что были первый, третий и четвертый классы, – сказала учительница Алсу Лутфуллина. – Четверо наших детей, окончив четвертый класс, перешли в Большекайбицкую школу. А первоклассников в этом учебном году у нас нет.
Пообщались и с детьми, они бойкие: и спели, и стихи рассказали, и станцевали. Среди них есть и отличники, и троечники.
– Наша единственная проблема в том, что дети на родном языке говорят несовершенно – сказала педагог Гузалия Низамутдинова. – Сколько лет обучаем, но с такой ситуацией сталкиваемся впервые. Мы в недоумении.
– А дома говорят на родном языке? – интересуюсь я.
– Да, по-татарски. Дети же из нашего села. У нас живут только татары. Об этом мы и с родителями беседуем, и детей в школе обучаем на родном языке. Но разговорный язык школьников несовершенен, в речи они смешивают татарский и русский.
Попрощавшись с учащимися и педагогами, мы прошли в детский сад. Яркие разноцветные коридоры, высокие потолки. Отрадно, что и в селах строятся такие центры!
– До открытия нового детсада наши дети посещали дошкольное учреждение в Больших Кайбицах, – рассказала его заведующая Альбина Сибгатуллина. – Ведь большинство родителей работают в районном центре. Некоторые дети оставались дома с бабушками, дедушками и мамами. В детский сад в райцентре всегда была большая очередь. Открытие дошкольного учреждения в Малых Кайбицах решило эту проблему.
Заведующая знакомит с детсадом: большой актовый зал, уютные спальни, столовая, раздевалки. Оборудованная кухня, медицинский кабинет – все современное. Есть даже музейный уголок. Детский сад рассчитан на двадцать пять мест. На сегодняшний день его посещают восемнадцать детей. Здесь воспитываются дети от полутора до семи лет. Один из них скоро перейдет в соседнее крыло – школу. Ожидается, что к сентябрю у нас будет более двадцати детей.
– Наши воспитатели опытные, работаем дружно, – сказала Альбина Сибгатуллина. – С детьми общаемся на родном языке, занятия и праздники также проходят на коренном языке. Родители довольны. Пусть учреждение и впредь работает так же хорошо.
Многие селяне на работу ездят в райцентр. По сравнению с городом, расстояние в четыре километра – это немного. Надеюсь, что это особенное село с многовековой историей и впредь будет жить и развиваться, что районный центр его не «поглотит». Может быть, к счастью, появятся еще несколько молодых семей, таких как Зиннуровы.
Руфия Фазылова,
журнал «Татарстан»,
Малые Кайбицы – Казань
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев