Памятник жертвам репрессий в Киндер – память о кайбичанах
В истории России немало трагических событий.
Было много людей, которые были осуждены и приговорены к смертной казни в условиях тоталитарного режима. Миллионы людей в России были изгнаны из родных мест, физически и духовно уничтожены по обвинению в различных преступлениях.
В Киндер мы посетили одну из достопримечательностей села — памятник жертвам политических репрессий. Сталинский режим не обошел стороной и Киндер.
Десять самых предприимчивых и трудолюбивых односельчан, попав под жернова репрессии, погибли или уничтожены в застенках НКВД, а их близкие были морально сломлены. После ареста все они были расстреляны в Тюмени. Что еще более печально для нас, большинство репрессированных — дети переселенцев из разных сел Кайбицкого района в годы Столыпинской реформы и голода в Поволжье. Фамилии на памятнике: Айтумбитов Амуш, 40 лет; Булатов Гильман, 42 года; Гильманов Калимулла, 42 года; Гильманов Халил, 39 лет; Махмутов Акрам, 39 лет; Сибгатуллин Гишам, 39 лет; Фаизов Гарафутдин, 39 лет; Файзуллин Мухам, 39 лет; Шамсутдинов Сабир, 35 лет; Шамсутдинова Факия, 35 лет. Особенно печальна судьба единственной среди них женщины — Факии.
Учительница-ветеран Расима Хабибуллина, чьи родовые корни берут начало в Малых Кайбицах, рассказала нам ее трагическую историю. Факия, получив известие, что у ее матери родился ребенок, приехала из Тюмени в Киндер, чтобы проведать ее, и в тот же день была арестована. Если бы была ее вина, которая могла бы поставить страну в затруднительное положение... Надо было выполнять план по репрессиям. Деревенским приспешникам НКВД было все равно, кого забрать, арестовали и эту девушку.
Арестованные — это те, кто своим трудом создали хозяйство среднего достатка, при необходимости помогали нуждающимся, жили мирно, но однажды в темную ночь их забрали и увезли из дома. С тех пор их следы затерялись. Только спустя много лет стало известно, что арестованных увезли в Тюмень и на несколько дней заперли в темном подвале, откуда вывезли и расстреляли. А родственники до последних дней жили, надеясь, что, возможно, они живы.
В 1996 году в селе Киндер внук жертвы репрессий Калимуллы Гильманова Альберт на свои средства при содействии брата Абрека, односельчан Налика, Малика, Шауката привез камень из Североуральска и установил в нем памятник. На сегодняшний день это единственный памятник в Нижнетавдинском районе. Это историческое место — место памяти о кайбичанах, которые пытались начать новую жизнь в сибирских краях. Об этом нам рассказал учитель-ветеран Фируза Булатова (на фото вторая слева).
На памятнике высечено имя Сабира — деда Алсу Латыповой (на фото — первая справа), учителя-ветерана Киндерской школы. Первым, кто открыл дорогу из Кайбиц в Сибирь, был Шамсутдин Минкашев. Его сын Сабир Шамсутдинов стал жертвой репрессий.
— Мой отец Хатып всю жизнь ждал возвращения отца Сабира. Когда дед уходил, он погладил сына по голове и отдал ему свою шапку со словами «пусть эта шапка будет у тебя, а ты отдай мне свою». Мой отец часто повторял, что «шапки отца давно уже нет, а горькая печаль в душе никуда не денется». Дед Сабир был репрессирован в самом расцвете сил — в 35 лет, его расстреляли без всякой причины. Конечно, наши сердца разрывались, когда отец вспоминал его...
23 февраля 1996 года торжественно открыли этот памятник, — рассказала Алсу Латыпова. — Для отца это был не просто памятник — он стал как бы могилой отца. Почти каждый день по три раза ходил к этому памятнику. «К отцу», — говорил он, когда его спрашивали, куда он идет. В 79 лет у него перестали ходить обе ноги. Но он не бросил ходить к памятнику: хотя и с трудом, но передвигал устройство на четырех ножках. Через некоторое время он снова встал на ноги, начал почти бегать. С момента открытия памятника отец поддерживал здесь порядок. Сметал опавшие листья, собирал их в мешки. Бывало, что на помощь призывал школьников. Дедушка реабилитирован лишь в 1961 году. Документ об этом сейчас хранится у нас.
К разговору присоединился руководитель Кайбицкого отделения Всемирного конгресса татар Рамис Хаялиев:
— Когда директор школы Мунира Калиева сказала «там ваши», я сначала удивился, ничего не понял. Только увидев на памятнике имена и фамилии, присущие нашему краю, понял, о чем речь. Фаизов, возможно, из Кушман или Малых Кайбиц. Переселенцы из наших краев не только мужественно трудились, но и за сравнительно короткий срок создали свое хозяйство, благодаря дозволенному труду превратились в середняков. С началом репрессий выбрали тех, у кого много коров, лошадей, их назвали кулаками и увезли в неизвестном направлении. Так трагедия коснулась жителей нашего края. Их трудолюбие, к сожалению, стало причиной их гибели. А этот памятник мы воспринимаем как памятник кайбичанам.
Ежегодно 30 октября, в день памяти жертв репрессий, жители села Киндер, родственники жертв произвола собираются у памятника, возлагают к нему живые цветы, объявляется Минута молчания. В настоящее время восстановление исторической правды о жертвах культа личности, оправдание и возвращение доброго имени обвиненных в клевете и расстрелянных — одна из больших задач, стоящих перед нашим обществом. Нельзя предать забвению судьбы невинно убитых.
Помня об уроках прошлого, важно ценить сегодняшнюю жизнь.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев