Владимир Лазарев родился в 1939 году. Он был седьмым ребенком в семье. Отец его Петр Лазаревич всю свою жизнь работал в колхозе. Был мастером на все руки. Работал плотником, печником, а также занимался гончарным производством, его опыт был занесен в книгу этнографа Евгения Бусыгина «История Среднерусского Поволжья». К началу войны...
Старшие сестры Володи - Анастасия и Евдокия - после войны переехали в город, а вот старший брат Федор, родившийся в 1930 году, всю свою жизнь связал с родной землей. До войны он работал в колхозе, а потом в артели «Пробуждение», где делали сани, колеса, гнули обода - обозные изделия. Тогда еще кони были единственной тягловой силой, и продукция артели всегда была востребованной. Уже с шестого класса Володя часто бывал в мастерской у брата, помогал делать колеса. И когда в 1954 году окончил семилетку, начал свой трудовой путь в артели. Тем временем произошло слияние артели в райпромкомбинат, находящийся между Берлибашами и Эбалаковом. В результате этого на территории района возникло довольно-таки крупное промышленное предприятие. Если в «Пробуждении» число рабочих было около ста, в комбинате работали триста человек. На предприятии кроме обозных изделий изготавливались дубовая клепка и паркет, заготавливался лес. Да и уровень технической оснащенности здесь был намного выше: имелись собственная пилорама, циркулярные станки.
В 1958-м Владимир был призван в ряды Советской Армии. Служил в Подмосковном городе Загорске. В 1961 году демобилизовался и продолжил работу в райпромкомбинате.
- Опять же колеса, сани делали, - вспоминает Владимир Петрович, - делали также клетки для кроликов, тогда в колхозе была развита и эта отрасль. А некоторые хозяйства целиком были заняты кролиководством. Сейчас это дело, к сожалению, забыто. Месяцев шесть-семь проработал, потом назначили меня мастером по цеху. Впоследствие в промкомбинате наладилось производство кирпича. Производство было довольно примитивное. Вручную копали глину, она транспортером подавалась под пресс. Сырец после сушки в небольших сараях обжигали в напольных печах. Завод в сезон выпускал около 500 тысяч кирпичей…
В те годы Володя встретил свою будущую супругу - спутницу жизни Татьяну, девушку из села Ульянкова. Она после школы была учительницей начальных классов, потом три года работала в Зеленом Доле на заводе «Серго». Молодые познакомились, полюбили друг друга, и Володя вернул ее в деревню. Они нашли свое счастье на родной земле. Татьяна Андреевна в Берлибашах несколько лет работала завклубом, потом перешла агентом в госстрах.
В 1963 году райпромкомбинат объединили с лесхозом. Тогда еще лесхоз находился рядом с Мурзы Берлибашами. Логика объединения была проста: в мастерских лесхоза тоже производились товары ширпотреба - клепки, сани, паркет... В новых условиях кирпич считался побочной продукцией. После этого завод просуществовал три года как мастерский участок, оставаясь обузой для лесхоза. Как раз в то время организовался трест «Татколхозстрой» - детище хрущевских преобразований. Кирпичный завод передали в ведение этой организации.
Но Владимир Лазарев отдал предпочтение лесному делу и перешел на работу в управление лесхоза.
- В лесхозе не было случайных людей, - рассказывает Владимир Петрович. - Директор Шамиль Шарафутдинов требовал, чтобы все имели специальное образование, начиная от десятника, мастера до лесничего. Я тоже окончил заочно Мари-Посадский лесной техникум. После стал работать мастером-контролером по всему лесхозу по изделиям ширпотреба. В 1966 году Шарафутдинов ушел из жизни. Его заменил Васил+ Шафигуллович Хузин из Сабинского района. Он здесь проработал 10 лет. В то время мы достигли пика по производству дубовых изделий. Меня назначили начальником хозрасчетного предприятия по производству…
На этой должности он проработал пять лет. Это были годы высоких достижений. Производство ширпотреба достигло самого высокого уровня. В лесозаготовке работали 5 тракторов, доходило до 7. Зимой круглосуточно занимались вывозкой экстрактного сырья на станцию Каратун, что в 30 километрах. Отправляли по всему Советскому Союзу. Лазареву приходилось ездить в Молдавию, Северный Кавказ, Архангельск, Куйбышев для сдачи товара по договорам. Берлибашцы также поставляли коньячную клепку Новороссийскому, Тираспольскому коньячным заводам. Такая клепка изготавливалась из отборных сортов дуба. Это были вековые деревья, больше метра в диаметре. Кряж отправляли в Зеленодольский фанерный завод, а гладкую часть ствола резали на метровые отрезки, и с помощью чурок кололи по секторам, то есть, по кольцам. Доска, полученная только таким способом, не пропускает влагу. И на кустарных самодельных станках (настоящий заводской станок получили лишь в 1975 году) начали обрабатывать клепку. Это было очень сложное производство, поскольку требования были жесткие, например, оплошность в толщине клепки не должна превышать один миллиметр! И попробуй добиться таких параметров с помощью самодельных станков. Несмотря на это, лесхоз изготавливал в месяц 120-150 плотных кубометров клепки высшего качества.
В лесхозе работали люди в основном из близлежащих деревень, для них не было квартир, жили в общежитии. Дорог, необходимой инфраструктуры также не было. И по инициативе Васила Хузина лесхоз был переведен в Большие Кайбицы. А Владимир Петрович назначается лесничим в Берлибашское лесничество.
В 1963 году на базе райпромкомбината был организован кирпичный завод при «Татколхозстрое» с производственной мощностью до 3,5 миллионов кирпичей на сезон.
- В то время директор кирпичного завода ушел из жизни, - продолжает свой рассказ Владимир Петрович, - и меня, можно сказать, принудили занять его место. Поменять лесхоз на кирпичный завод было не очень-то охота. Но в то время было так: если не пойдешь, куда партия посылает, никуда не пойдешь и тут не будешь. Одним словом, в 1975 году я оказался у руля кирпичного завода, и последующие 17 лет был связан с этим коллективом. Предприятие работало круглые сутки, не хватало рабочих рук. В начале лета людей набирали в три смены, нанимали старшеклассников, привозили рабочих из Чувашии…
В то время завод производил 3,5 миллиона кирпичей в сезон, а через два года Лазарев довел этот показатель до 4,5 миллиона. Завод стал механизированным. Вошел в первую пятерку среди районных заводов. Вся продукция отправлялась на нужды района. Тогда много строилось - животноводческие фермы, машинно-тракторные парки. Параллельно с основным производством ввели в строй пилораму, столярный цех, где изготавливались оконные блоки для этих же ферм, двери, вентиляционные шахты.
За эти 17 лет, помимо производственных корпусов, были построены двухэтажная контора, общежитие для рабочих. Но в 1990 годы, когда в республике появились крупные производители кирпича с более низкой себестоимостью, небольшой завод не выдержал конкуренции в условиях рыночной экономики. Не увенчались успехом старания и нескольких директоров, пришедших на завод один за другим после ухода Владимира Лазарева. В настоящее время место, где находился в недавнем времени целый завод, превратилось в пустошь, и о его славных днях напоминают лишь заросшие бурьяном котлованы карьера.
До пенсионного возраста Владимир Петрович доработал начальником отделения связи. Появилось, наконец-то, свободное от работы время, и он осуществил давнишнюю мечту - занялся пчеловодством. Вырастили они с Татьяной Андреевной двух сыновей. Александр работает инженером в Казанском метрострое, а вот Сергей с женой Людмилой решили жить в родительском доме. Успехов и достижений в трудовой биографии Владимира Петровича было много. Но, возможно, его самое главное достижение в том, что на родной земле продолжается славный род Лазаревых!
Нет комментариев