Кайбицкие зори

Кайбицкий район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Труженица тыла из Ульянкова внесла свой вклад в трудовую летопись республики

Одна из долгожительниц Ульянкова, ветеран труда Елена Пыжова бодра душой, хотя за плечами нелегкий жизненный путь длиною в 95 лет. Этот юбилей она готовится отметить в пос­ледний день мая.

Елена Романовна  вспоминает: «Мать все время работала на ферме. Я была старшей из четверых детей. Изба, как и у всех,  была крыта соломой. Жили бедно, но корову, овец, кур и поросят держали. Окончила я 4 класса, больше учиться не стала».
С раннего детства в семьях детей приучали к труду, вот и Елена вместо игр на улице полола с подружками  яровое поле.
– Помню, отец одно время был лесником на Подберезинском кардоне.  Мама –конюхом. Чего греха таить, принесет домой малость отрубей – лепешек нам испечет, – продолжает долгожительница.
К началу войны ей было уже 16 лет. И все четыре военных года она проработала  на торфянниках в Шатуре. Были там и другие девушки из нашего района.  Жили в бараках, трудились  с утра до вечера, но находили время и для веселья. Молодость брала свое.
По словам Елены Романовны, на торфяниках работали и заключенные, и пленные немцы. По меркам того времени кормили их хорошо. Пайку хлеба – 300 или 500 граммов (точно она не помнит),  давали, если даже не выполнишь норму, а при перевыполнении давали добавку. Мама  тоже умудрялась, присылала дочери сухарей, хотя и самим нечего было есть.  Немцам давали мыло, которое они обменивали на хлеб.
Приехав домой, она стала работать дояркой. Мама летом пропалывала  в лесу саженцы, возвращалась либо с тележкой травы, либо полной сухих сучьев деревьев.  Так и  жили. А в конце года по итогам работы рассчитывали деньгами – на каждый заработанный рубль давали 5 копеек. Люди начали покрывать крыши шифером или железом, покупать дома. И она купила дом.
– 35 лет проработала дояркой, последний  год перед пенсией – на овчарне (овцеферме). Трудилась старательно,  была в числе передовых, на собраниях хвалили, награждали. Иногда приходилось и ночевать на ферме, особенно в половодье, когда выбраться было невозможно, – рассказывает она, вспоминая своих  подружек, которые работали с ней в то время, – Лидию Коткову (по мужу Лисину), Валентину Решеткину.
Была Елена Романовна   коммунистом, в то время это было очень почетно. Их коровник называли «партийным», потому что из четырех доярок три были партийцами:  Елена,  Мария Развалова и  Мария Раньжова. Еще с ними работала Антонина Стерякова. У каждой  было по 12 коров, доили их вручную, надаивая по 3000 килограммов от каждой коровы в год. Это был высокий результат. Потом в группах стало по 20-25 голов, появились доильные аппараты.
– Благодарю судьбу за то, что живу с любимым сыном  Анатолием и снохой Лидией. Она под стать мне, такая же бойкая, как я была в молодости. Оба они уже пенсионеры, но Лидия еще работает продавцом, а Толя присматривает за мной, чтоб я не скучала. Он мне и в детстве на ферме помогал.  Живу в любви и заботе, в окружении  самых дорогих мне людей. Часто приезжают внучка с внуком, у меня еще три правнука, – говорит  моя землячка. – Мне много лет. Нашему поколению пришлось преодолеть  многие трудности, но судьбу не выбирают. Мы выжили и хочется еще пожить. Впереди 75-летие Победы и мое 95-летие!  Жизнь продолжается!

Нина Стерякова, 
Ульянково    
  

Послесловие. Не можем не добавить, что Елена Романовна еще без очков  просматривает нашу газету. И пусть эта статья председателя ветеранской организации  будет для нее подарком к праздникам.
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев