В годы ТАССР в Молькееве работал детский дом
В годы Великой Отечественной войны было много осиротевших детей. В Татарии открывали интернаты для детей, вывезенных из фашистской оккупации. В 1941 году было принято 2250 детей, к 1945 году их число достигло 12 тысяч. Дети из Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии нашли в нашей республике свой второй дом.
В декабре 1942 года и в Молькееве был открыт детдом для эвакуированных детей. Выросшая в Хозесанове, до войны преподававшая в Алькеевском районе, Евдокия Малова работала в Молькеевском детском доме воспитателем.
Из воспоминаний Евдокии Васильевны:
– Мне не хотелось уезжать из своего района. Но заведующий отделом образования напугал, говоря, что стране нужны учителя, и, если не поеду, меня посадят в тюрьму. Я добралась до районного центра Базарные Матаки. Завроно Камышов выслушал меня и назначил в деревню Ургагар. В сельсовете находились два человека, одной из них была завклубом Замзамия. Я стала жить у них. Ее дочь Нурия позже вышла замуж в Мурзы Берлибаш. После одного года работы мне дали отпуск, в то же время пришла и телеграмма о болезни матери. О начале войны узнала в своем селе. Отправилась в Кайбицы в роно, услышала, что в Молькеево привезут эвакуированных детей. Так я начала работать в Молькеевском детском доме, где жили 26 детей из Белоруссии, Ленинграда, Прибалтики, голодные, одетые кое-как. Кормить было нечем, даже хлеба не хватало, варили суп из картошки. Наше село приютило детей разных национальностей. Некоторые из них полностью потеряли связь с родителями. Я работала воспитательницей вместе с Антониной Комаровой, Марьям Бекметовой, Зинаидой Аржанухиной. Число воспитанников в детдоме возросло до ста. Среди них были сироты из Старых Чечкаб – сестры Марьям и Сария. Условия работы были тяжёлыми. Сами воспитатели заготавливали дрова, в помещениях стоял холод, еды не хватало, были проблемы и с одеждой для детей. Один раз из Америки пришли посылки с поношеной одеждой. Чтобы одеть детей, на работу приняли двух портных. Они перешили взрослые вещи. Детдом содержал свою корову. От голода детей спас яичный порошок, тоже поступивший из Америки, хлеб выдавали по норме.
Дети полностью освоили школьную программу, учились шить, вышивать, плотничать. Летом для них в Турминском открывался лагерь отдыха. Нашлись среди жителей и желающие усыновить сирот. Мальчика по имени Камал забрали в Чутеево. Но он плакал, скучая по детскому дому, и мы были вынуждены через 4 дня привезти его обратно. Все старались ласковым словом хоть на миг заставить забыть печаль. После окончания семилетки воспитатели отвозили детей в профучилище Казани. В училище детдомовцев принимали неохотно. После войны некоторых увезли родные. Детдом в Молькеево работал до 1953 года, затем его перевели в Апастово.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев