Одноклассники Анфиса и Сергей из Берлибаш на войну ушли добровольцами. Об их боевом пути рассказал их сын
Истории, которые в своем письме поведал житель Зеленодольска Владимир Савин, имеют самое непосредственное отношение к нашему району.
Дело в том, что его родители Сергей Кузьмич Савин и Анфиса Борисовна Ерамасова родились и выросли в Берлибашах, учились в одном классе. Оба добровольцами ушли на фронт. Если для нее война продлилась три года, то для него растянулась на целых шесть лет. К счастью, оба живыми вернулись в родное село. В 1948 году молодые поженились и уехали в город: Сергей горел желанием стать финансистом.
Через год у Савиных родился сын Геннадий, в 1952 году – Владимир. Сначала семья обосновалась в Свияжске, в годы ТАССР отец работал главным бухгалтером в исправительном учреждении, мама там же – в отделе снабжения. В 1973 году переехали в Зеленодольск. Сергея Кузьмича не стало в 1984 году, Анфиса Борисовна дожила до 85 лет.
Святыни из домашнего архива
Портрет отца, написанный в Потсдаме его фронтовым другом, помню с детства. Во время переезда он куда-то пропал. И вот недавно, разбирая старые документы, я его случайно обнаружил. Обрадовался несказанно, потому что не так много вещей осталось в память об отце, который хоть и выжил в той страшной войне, но умер, не дожив до 60 лет. Сказались последствия контузии и ранения в ногу в боях на северном Кавказе в 1942 году.
В семье хранится трофейный немецкий арифмометр, привезенный отцом из Германии. Уже тогда он знал, кем станет в мирной жизни и эта счетная машина ему пригодится. Отец работал финансистом. Последнее место его службы – главный бухгалтер Свияжской колонии. Даже я, когда учился в техникуме, свои проекты считал на этом арифмометре. Он и сейчас в рабочем состоянии.
Отец не любил вспоминать войну, потому что много друзей он потерял на полях сражений.
6 сентября 1941 года ему исполнилось 18 лет, и он тут же ушел на фронт. Сначала был зачислен курсантом в летную школу в Бугульме. Но успел сделать только шесть самостоятельных учебных вылетов – и планы руководства поменялись. Правительству страны было известно, что весной 1942 года немецким командованием разработан план «Эдельвейс»: прорвать оборону Красной Армии молниеносными танковыми ударами и завладеть нефтяными промыслами Кавказа. Было запланировано на данный участок подтянуть 26 дивизий. А в тот период артиллерии и артиллеристов не хватало, чтобы сдержать натиск такой армады, и было принято решение подготовить больше артиллеристов. Весь курс перебросили в Ленинградскую область во 2-е военно-пехотное училище в Глазове. Пройдя курс переподготовки, он стал артиллеристом 45-миллиметрового орудия.
Я хорошо запомнил рассказ отца о земляке, с которым они вместе призывались в военкомате. Батарея стояла под Моздоком. Одну за другой артиллеристы отбивали танковые атаки. Но силы были неравные. В живых осталось несколько бойцов. Надо было выходить из окружения. Друг Василий лежал с перебитыми ногами. Понимая, что его, раненого, друзья взять не смогут – выход без оружия наказывался, он стал просить, чтобы его пристрелили. В ответ отец перевязал раны, дал фляжку с водой и пообещал: если выйдет, к утру вернется и заберет раненого. Однако, бойцы попали в окружение и вышли к своим только через несколько дней. Папа написал письмо на родину друга, в котором сообщил, что сын их погиб в бою в июле 1942 года под Моздоком. Через некоторое время он и сам с ранением попал в госпиталь в Махачкале.
Каково было его удивление, когда в конце пятидесятых годов получил письмо от того самого «погибшего» солдата. Оказывается, живет он по соседству – в поселке Васильево. Они встретились, и Василий поведал ему о своем чудесном спасении.
Утром приехал карательный отряд. Всех, кто еще был жив, расстреляли. Когда подошли к нему и пнули в живот сапогом, притворился мертвым. Немец прошел мимо. Отлежавшись среди убитых, он пополз. На второй или третий день увидел деревню. Там его подобрали, спрятали, а потом отправили к партизанам. Ноги спасти не удалось – ампутировали.
Война для командира орудия закончилась только в марте 1947 года. Все это время он находился в Германии в составе 30-й артиллерийской бригады. Его боевые заслуги отмечены орденами «Красной звезды» и «Отечественной войны». В 1944 году был награжден медалью «За боевые заслуги». В семейном архиве хранятся наградные книжки медалей «За оборону Кавказа», «За доблесть и отвагу», «За взятие Риги» и другие.
Подкова на счастье
Так как о поварах в годы Великой Отечественной воны было недостаточно сказано и написано, поэтому накануне 75-летия Победы необходимо вспомнить труд работников обеспечения, которые, как правило, находились непосредственно на боевых рубежах обороны и своими горячими обедами согревали души солдат, поднимали боевое настроение. Горячая пища доставлялась в термосах-баках рано утром и вечером – после захода солнца.
Женская природа создана для жизни и созидания. Но когда над страной нависла беда, хрупкие нежные создания оказались на фронте рядом с мужчинами. Юноши и девушки с комсомольским задором и патриотизмом советского человека массово записывались на фронт.
Так, например, численность женщин на фронтах Великой Отечественной войны составляла около 500 тысяч, из них поваров – 30 тысяч, снайперов – 1,5 тысячи, большое количество медиков и представителей других профессий.
Полевая кухня разработана в 1909 году инженером – капитаном царской армии А. Турчановичем. В годы Великой Отечественной войны она была на конной тяге. Каждый котел имел самостоятельную топку. Один был предназначен для первых блюд – примерно 200 литров, а второй на 150 литров – для вторых блюд. На роту обед готовился около 4 часов. Кухня для воинов нашей армии была как бы домашним очагом. Вторым человеком в роте после замполита считался повар. И их всячески оберегали от прямых столкновений с противником.
Девятнадцатилетняя Анфиса Ерамасова ушла на фронт в декабре 1942 года, вслед за отцом Борисом Михайловичем, который пропал без вести в том же году.
Окончив краткосрочные курсы поваров, с февраля 1943 она воюет в действующей армии – в 337 пулеметно-артиллерийском батальоне 150 Новгородского укрепрайона, который защищал подступы к Ленинграду.
Фронтовые повара вооружались не только черпаком, который в обиходе называли разводящим, но и не расставались с винтовкой, потому что часто работникам обеспечения приходилось быть на передовой.
Была целая наука, как приготовить обед и быть незамеченным с немецкой стороны: днем от противника надо было утаить дымок, а ночью – отсветы горящих топок, иначе – жди огневого налета! Обычно полевые кухни маскировали в овраге или в лесу.
Боевое крещение и ранение Анфиса Борисовна получила в первом же бою в апреле 1943 года при форсировании реки Свири под Волоховым. Бойцы, завладев новым оборонительным рубежом на противоположном берегу реки, оказались далеко от полевой кухни. Загрузив в сани баки-термосы с обедом, вместе со старшим поваром и ездовым на лошадях еще не обстрелянный молодой боец Анфиса отправилась в опасную дорогу, чтобы накормить солдат.
–Только выехали на дорогу, как налетели немецкие самолеты. Одну лошадь убили сразу, вторую – метров через сто. Соскочив с лошадей, мы спрятались в канаве, и здесь я почувствовала боль в руке и ноге, – рассказывала о далеких событиях ветеран войны. – Когда закончился налет, меня вместе с баками волоком притащили на передовую. Там же оказали помощь, но один из осколков остался в ноге на всю жизнь. При раздаче обеда шеф-повар предупредил: «Ешьте осторожно, сегодня каша с немецкой приправой – котлы пробиты осколками».
На память о происшествии ездовой подарил Анфисе на счастье подкову, которую в солдатском мешке девушка пронесла через всю войну. Сейчас она хранится как семейная реликвия вместе со штыком от винтовки, который был передан поисковиками в 1985 году. После посещения воинского захоронения на Синявских высотах вблизи железнодорожной станции «МГА» (Марина Григорьевна Апраксина), где в декабре 1942 года пропал без вести ее отец Борис Михайлович Ерамасов, выяснилось, что отец и дочь воевали почти рядом, ничего не зная об этом.
По окончании войны в Европе войска Волховского фронта вместе с батальоном №337 были переброшены в Читу для участия в Маньчжурской операции. В ночь на 9 августа 1945 года батальон перешел границу СССР. И началась еще одна война.
Войну сержант Анфиса Ерамасова закончила в составе 1 Дальневосточного фронта в октябре 1975 года.
Владимир САВИН,
Зеленодольск
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев