Кайбицкие зори

Кайбицкий район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Пастух Флюс Хуснутдинов из Малых Кайбиц пасет стадо уже 32 года

В сельской местности к пастухам всегда относились с большим уважением, ведь коров, быков, овец, которые содержатся в личном хозяйстве, им доверяли, чтобы они были и сыты, и целы. А телят, как правило, на день выводили на луг и привязывали. Скот – кормилец сельчан. Он всегда был источником дохода. Держа несколько голов скота, хозяин оставлял себе мясо, которого хватало круглый год, а излишки продавал. На эти деньги семья обустраивала дом, учила детей, покупала одежду, технику. Хозяева скота по очереди пасли скот. Сейчас за корову платят по тысяче рублей в месяц, но работать пастухом нет желающих.

Возвращаясь из очередной поездки, мы увидели большое стадо на лугу недалеко от деревни Малые Кайбицы. Нетели холмогорской породы – черно-белые, если говорить на народном языке. Мы сразу поняли, что это не деревенское стадо, потому что в частных хозяйствах коров теперь держат не так много, как раньше. Времена, когда луга были полны стадами, уже позади. Это действительно оказалось стадо с Малокайбицкой фермы агрофирмы «Дубрава». Пастух Флюс Хуснутдинов оказался неразговорчивым, очень скупым на слова, зато уже 32 года работает животноводом. После окончания восьмого класса Флюс пришел работать на ферму. К тому времени от отца, Кутдуса, которому с детства помогал пасти скот, он уже научился гонять скот кнутом, приучать его к послушанию. Мать Назия долгие годы была телятницей. Если Флюс зимой работает на ферме, то весной с появлением зелени выходит на пастбище и пасет стадо до глубокой осени.
Нам трудно себе представить, что так  долго можно работать пастухом. Среди сельчан есть и те, кто с какой-то внутренней тревогой поджидает своей очереди пасти  стадо, что случается один-два раза в год. За плату  нанимают людей. 
– Трудно работать пастухом, ведь не всегда светит солнце, бывают ливни с грозами? – спрашиваю я.
– Я не боюсь ни грозы, ни дождя, думаю в первую очередь о стаде, ведь если самому укрыться, опасаясь дождя и грозы, оно может разбрестись и потеряться. Ни в коем случае нельзя упускать из виду тот факт, что очень сложно собрать скот заново. Да, пастухом быть непросто. Это очень ответственная работа. Работаю в паре с Фаридом Гайнуллиным. В стаде 95 голов, – ответил Флюс.
Много лет он работал с заслуженным животноводом республики Рашитом Зиннуровым, ныне находящемся на заслуженном отдыхе.
– Флюс выполняет свою работу с любовью и чувством ответственности. Поголовье скота, его продуктивность в значительной степени зависят от работы пастуха, так как он обеспечивает его упитанность. Я не помню, чтобы он не выходил на работу. Деревня окружена пастбищами. Когда мы были моложе, в сельском стаде было более ста коров. Теперь осталось  их очень мало. В чем причина? Не знаю, лень ли это, не хочет ли молодежь содержать скот,  хочет ли жить легкой жизнью, а у пожилых уже нет сил. Мы до сих пор держим шесть коров, – рассуждает Рашит Зиннуров.
Фарид Гайнуллин только после выхода на пенсию стал работать  пастухом. Много лет  работал водителем  на кирпичном заводе, который был  недалеко от деревни. После его закрытия был охранником в одной из организаций райцентра.
– Если работаешь с душой, то ни какой профессии не стоит стыдиться. Я не хочу сидеть дома и ничего не делать.  Сейчас дети выросли, мы живем только вдвоем с супругой, но я не могу без работы. Выходим  на пастбище в семь утра, пастьбу заканчиваем в шесть вечера, – сказал он.
Вы, наверное, слышали слова «гимн простым». Эти слова очень часто звучат в адрес таких, как Флюс и Фарид. Своим скромным трудом они заслуживают уважение односельчан.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев