Это они - на полях урожай собиравшие,
В холод и в дождь,
и промокшие, и замерзавшие.
Им не довелось доиграть, дорезвиться.
Так уж пришлось - надо было для фронта трудиться.
Скорбная для нашей страны дата: 22 июня 1941 года - День памяти и скорби. И мы вспомним о войне, которая...
Это они - на полях урожай собиравшие,
В холод и в дождь,
и промокшие, и замерзавшие.
Им не довелось доиграть, дорезвиться.
Так уж пришлось - надо было для фронта трудиться.
Скорбная для нашей страны дата: 22 июня 1941 года - День памяти и скорби. И мы вспомним о войне, которая зовётся Великой Отечественной. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов нашей Родины! Но больше всего досталось детям. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, эта война украла детство. «Дети Великой Отечественной войны» - так называют сегодняшних 70-85-летних пожилых людей России.
И моё слово о них, о «детях войны». В пяти населённых пунктах Большеподберезинского сельского поселения на данный момент людей такого возраста осталось 100 человек. Их воспитала война… И нужно говорить с ними и о них.
Один из них житель села Большое Подберезье - Григорий Яковлевич Шемахин, 1930 года рождения. Мой и его рассказ сегодня - это попытка собрать глыбы народной памяти. Памяти обо всём пережитом и взрослыми, и детьми в те страшные военные годы. Дети войны… Маленькие, слабые, беззащитные. Сколько мужества и героизма они проявили, встав на защиту огромной страны рядом со взрослыми. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. А в глубоком тылу, где не было бомбёжки, было сражение за хлеб, за жизнь…
Вспомним, товарищ, как в годы военные
Ушли из деревни на фронт мужики.
Остались подростки да женщины бедные.
Старухи убогие и старики.
Вот что рассказал Григорий Яковлевич: «Великая Отечественная война - страшное кровавое событие, которое вошло в историю нашей страны и нашей семьи. На фронтах Великой Отечественной воевали шесть моих братьев: Сергей, Иван, Алексей, Павел, Максим, Матвей. И седьмой добровольцем ушла сестра Екатерина, работавшая учителем немецкого языка. А я остался с пожилыми родителями. И сегодня я хочу донести до всех ту горькую правду войны, всё то, что пришлось перенести детям военного времени. Мне было 11 лет. Пришел бригадир Виктор Тихонов (он был демобилизован по ранению) и сказал: «Надо, друг, работать. Фронт требует хлеба. Гитлера надо победить во что бы то ни стало». Он привел лошадь, впряженную в борону, показал, как работать. И началась моя трудовая жизнь. О детских забавах было забыто навсегда. Мы, подростки Афанасий Пыгин, Петр Тамбов, несмотря на малолетство, должны были выполнять дневную норму боронования и вспашки земли в 1 гектар. За каждую сотку нам давали сто граммов печеного хлеба. И мы ежедневно с утра до позднего вечера не покидали рабочего места. А вечером бригадир измерял вспаханную площадь и выдавал заработанную норму хлеба. Вот это была радость!»
Дети войны... Наравне со взрослыми они сеяли, жали, пахали. Целый день за плугом. Обувь одна - лапти. Но чаще работали босиком, лапти берегли. «Сеяли мы день и ночь, - вспоминает Григорий Яковлевич, - ночевали прямо в поле. По неделям домой не приезжали. Чуть забрезжит рассвет - нас уже бригадир будит. Работали наравне со взрослыми. Мы запрягали две лошади в 12-рядные сеялки и целый день сеяли. За день надо было посеять 12 гектаров. Также мы боронили. Сразу запрягали три лошади и боронили в три бороны». Как же они, совсем еще мальчишки, управлялись с лошадьми? Ведь им, чтобы одеть хомут на лошадь и его затянуть, нужно было что-то подставить, иначе не достать. Как могли они преодолевать страшную усталость и голод?!
«А кормили нас гороховым киселем и гороховым хлебом, - продолжает рассказчик. - Вот и смотрим на куст, где у нас была так называемая кухня. Когда флаг повесят, значит, обед готов. Поедим, лошади чуть отдохнут, и опять дотемна работа».
Когда наступало время сенокоса, они брали косы, и начиналась горячая пора. «Работали до упаду, казалось утром не будет силы встать, болели и руки, и ноги, - продолжает вспоминать Григорий Яковлевич. - Казалось, что глаза только закрыли, а бригадир уж под окошком». И они вставали, не успев заснуть, снова принимались за работу. Работали, ждали вестей с фронта и верили, что враг будет разбит.
А домой одна за другой шли черные вести - похоронки. Нет уже в живых Павла, Максима, Ивана, погибает и младший сын Матвей. Померкло в глазах родителей солнце, заполнилась болью весна.
Но жизнь продолжалась. И колосились поля, радуя новым урожаем. «Будет фронту хлеб», - радовались сельчане. И, засучив рукава, принимались за уборку. Женщины из бригады: Елизавета Кошкина, Александра Шадрина (Пыгина), Ефросинья Капитова (Викторова), Мария Нефёдова вязали снопы, складывая их по 50 штук. А потом на телеге возили их на гумно, складывая в большие копны. Их укладывали специалисты-старики. Потом снопы молотили. Молотили и руками, используя цепы, и конными молотилками, то есть, с помощью лошадей. Хлеб на станцию возить было не на чем, поэтому ссыпали в элеватор, а зимой возили по 3 центнера на станцию Куланга или в город Канаш. 40 километров до Куланги и 60 километров до Канаша. Мальчишки, одетые в лапти и фуфайки, в лютые зимние морозы отправлялись в путь, чтобы доставить зерно по назначению. «Как же вы не замерзали?» - спрашиваю я у собеседника. На что он отвечает: «А мы половину пути бегом за санями бежали, чтобы не замерзнуть». Вот и всё спасение от холода. Они знали, что хлеб нужен Родине, нужен фронту. А сами они хлеба досыта не ели. «Нам же хлеб пекли из картошки, из лебеды, ели траву. Ели всё, что давала природа», - добавляет Григорий Яковлевич. И они, полуголодные, держали тыл.
На груди Григория Шемахина горят медали: за труд, за мужество, за стойкость. Одна из них - «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.».
Дети и война - два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу. Они внесли свой весомый вклад в Великую Победу. А после войны стали строителями мирной жизни. Низкий поклон вам, дети военных лет!
Нет комментариев