Выросший в Бурундуках Герой Социалистического Труда Рифкат Калимуллин, намолотивший на комбайне «Коммунар» в годы Великой Отечественной войны самое большое количество хлеба в Татарстане, которого сегодня ставят в пример нынешним хлеборобам, - это большая гордость для нас. Министр сельского хозяйства и продовольствия республики Марат Ахметов с большой гордостью говорил о нем...
- Говоря о результативном проведении уборочных работ, хочу привести один пример из истории. Наш знаменитый земляк Рифкат Калимуллин, трудясь на комбайне «Коммунар», в 25 лет стал кавалефром трех орденов Ленина и Героем Социалистического труда. В 1943 году при норме 180 га убрал 360 га; в 1945 году -700 га; в 1949 году - 1300 га; в 1951 - 1366 гектаров, - сказал главный аграрий республики Марат Ахметов. - На экране за штурвалом он сам, а справа - тот прицепной комбайн «Коммунар». Я не призываю вас вернуться к этим комбайнам. В тот период и другой урожай, и другой патриотический настрой. Сегодня у нас импортные и российские комбайны, они неплохие, но по эффективности использования есть территории, где ситуация ниже всякой критики. В одном из районов за пять уборочных дней использовали свой технический потенциал только на 63 процента, выработка на один комбайн 15 гектар, а у Рифката Калимуллина на «Коммунаре» было около 30 гектаров. Догнать бы производительность сороковых. У нас имеются крупные хлебоприемные предприятия, если зерно влажное, проблем сушки нет.
После этой видеоконференции заместитель главы района Рамис Хаялиев также поделился мыслями о нашем выдающемся земляке.
- Рифкат Калимуллин - это уникальный человек. Можете привести пример, чтобы комбайнер стал ученым, а ученый - комбайнером?! Это самый обычный сельский парень, получивший звание Героя Социалистического Труда. Комбайнера, которому за чрезвычайно большие трудовые успехи три года подряд присуждали орден Ленина, ежегодно представляли к званию Героя. Причина того, что ограничились только орденом, выяснилась позже - отец механизатора считался без вести пропавшим на войне. Об этом 9 Мая рассказали дочери Рифката Калимуллина на торжестве открытия бюста отца. Современники, с которыми он вместе работал, с большой теплотой рассказывали о нем как о трудолюбивом человеке, комбайнер работал без сна и отдыха почти девять дней, когда наполнялся бункер, говорил, что нет времени на ожидание телеги, транспорта, и выгружал зерно прямо в поле, которое потом грузили вручную. Горжусь, что он защищал кандидатскую диссертацию в Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева, где учился и я. Однако, из-за бюрократических преград докторскую диссертацию защищить не смог. Хотя у него был материал, достаточный не на одну, а на две научные работы, но его не пропустили. Возможно, ранний уход из жизни также связан с этим обстоятельством. Когда лидеров жатвы в республике стали поощрять премией Рифката Калимуллина, комбайнеры нашего района - Масхут Тазутдинов из Старых Чечкаб, Рамиль Тимуршин из Шушермы, Хамза Юнусов из Бурундуков работали, стремясь добиться этой премии. В нашем районе много достойных продолжателей славного дела Рифката Калимуллина. Не случайно министр Марат Ахметов на этом совещании вспомнил о комбайнере-земляке, который трудился семьдесят лет назад, а имена знаменитых комбайнеров, таких как Рифкат Калимуллин, будут помнить и через века.
Чулпан Гарифуллина, студентка КФУ:
Вместе с героем полей в трудные годы среди тех, кто упорно и терпеливо трудился без сна и отдыха, была и Саимя Камалиева из Кушман. Она была его помощницей. Саимя Камалиева поделилась воспоминаниями о том времени, когда работали вместе.
- Таких как Рифкат Калимуллин нет и не будет! - сказала она. - Не припомню, чтобы говорил резких слов. Он умел жалеть людей, все объяснял толково. Помню, как работали в поле девять дней, не останавливаясь на сон. Когда дома поздней ночью умывалась после тяжелого рабочего дня, у ворот остановился мотоцикл. Мне велели остаться на работу и на десятые сутки. Еще одно событие врезалось в память. Глубокой ночью остановился бункер, поток зерна прекратился, в комбайн забилась какая-то тряпка. Это оказалась позабытая кем-то одежда, машина подхватила и ее! Когда было очень темно и не было огней, увидев в поле человека или трактор, я кричала изо всех сил. После этого Наби абый, с которым вместе работали, частенько говорил: «Хорошо, что ты есть, Саимя, сколько бы людей могли задавить». Комбайн останавливали только с рассветом, когда выпадала роса. Не было ни сна, ни отдыха.
Нет комментариев