Кайбицкие зори
  • Рус Тат
  • История Баймурзино и о судьбе церкви

    Что я знаю об истории деревни и судьбе церкви по архивным справкам, хочу донести и читателям газеты.

    Впервые в летописях про деревню Киксары («Кайгксар») упоминается в 30-ых годах 17 века. Население Киксары состоит из чуваш и татар.

    Эта деревня имеет три названия: 1) Баймурзино - от татарского слова «бай» и «морза», 2) Киксары или Кайгксары - от чувашского слова «сарг кайгк», то есть «желтая птичка» и 3) Эрре.

    По записи владельной описи жители деревни именуют себя крещенными татарами или кряшенами, говорят на татарском языке. Их трудно отличить по одежде от православных чуваш, а в разговорной речи много чувашских слов, переделанных на татарский. До 1860-х годов жители относились к категории государственных крестьян, по вероисповеданию делились на мусульман и православных. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века в деревне функционировали мечеть, мектеб, школа Братства святого Гурия (открыта в 1869), 2 ветряные мельницы, 3 крупообдирки, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 526,2 десятины. До 1920 деревня входила в Больше-Тоябинскую волость Тетюшского уезда Казанской губернии. С 1920 в составе Тетюшского кантона ТАССР. С 14 февраля 1927 в Кайбицком, с 19 февраля 1944 в Подберезинском, с 14 мая 1956 в Кайбицком, с 1 февраля 1963 в Буинском, с 4 марта 1964 в Апастовском, с 19 апреля 1991 в Кайбицком районах. Но здесь нигде не упоминается о существовании православного храма. В ведомости о церкви Никоноровской, состоящей во втором благочинническом округе Тетюшского уезда Казанской Епархии, в селе Баймурзино за 1911 год говорится, что церковь построена в 1910 тщанием( устар. - Усердие, старание) Высокопреосвященнейшаго Никанора, Архиепископа Казанского и Свияжского на личные его средства. Здание деревянное на каменном фундаменте, крыша покрыта железом, колокольни нет. Престолов в ней один - во имя Апостола Никанора. Ближайшие церкви: Арсениевская в селе Молькеево (в 4 верстах) Цивильского уезда; Покровская в селе Большая Таяба (в 5 верстах) Тетюшского уезда; Свято-Троицкая в селе Турминск (в 7 верстах) Свияжского уезда. Имеющихся в приходе школ в селе Баймурзино:1) мужское земское одноклассное училище(учителем состоит И.Ст.Майоров. В отчетном году обучалось 46 мальчиков. А 2-ое) женское Братство Святого Гурия-школа. Учительницей состоит В.П. Петрова. Учениц в ней 25 девочек. 3)Бело-Воложское земское одноклассное училище. В ней обучалось 60 мальчиков и 12 девочек. Учителем состоит Л.К. Капитонов. При церкви состоит старостою Иван Леонтьевич Арапов, который должность свою проходит с 27 ноября 1911 года. Преосвященнейший Архиепископ Никанор в последний раз посетил приход в 1910 году 26 сентября. Священником работал Алексий Филиппович Филиппов 43 лет. Происходил он из крестьян старо-крещенных татар деревни Ерыксы Мамадышского уезда Казанской губернии. Образование получил в Казанской Центральной Крещено-Татарской школе. Педагогическим Советом Казанской Учительской Семинарии был удостоен звания учителя сельских инородческих школ (свидетельство от 1888 года 07 мая). Состоял учителем и законоучителем Починок-Покинской Братстве Святого Гурия-школы (1888 год 12 ноябрь по 1890 год 05 сентября). Был в миссионерских курсах при Казанской Духовной Академии (1898 год). С 1901 года 30 ноября по 1904 год 18 сентября по прошению своему определен во священники в село Большое Тябердино Цивильского уезда Казанской губернии. Проходил должность учителя и законоучителя в местном церковно-приходском мужском и Братстве Святого Гурия женских школах (с 1904 года 18 сентября). Был членом Строительного Комитета по постройке церкви в деревне Баймурзино Тетюшского уезда Казанской губернии. По прошению своему перемещен в Баймурзино (1910 год 06 октября). Проходит должности учителя и законоучителя. Жену его звали Марфой. Детей было семеро: 1) Василий (обучался в Ветеринарном Институте); 2) Гурий (обучался в Казанском Духовном Семинарии); 3)Вениамин (характеристика про него весьма хорошего человека и вышел по прошению отца свидетельством об окончании 3 классов Чебоксарского Духовного училища); 4)Татьяна; 5) Арсений; 6) Зоя; и 7)Елизавета. Но отец Алексий долго служить во благо народа не смог умер. В 1915 году уже начинает служить иерей Георгий Максимов, староцерковник. До конца жизни служит в Карабаянах (на 1936 год там же). Похоронен в Карабаянах Телючинского района Республики Татарстан. Баймурзинская церковь закрывается в 1932 году и в здании начинает функционировать сельский клуб с библиотекой. После постройки нового клуба здание приходит в негодность и его использовали в качестве сарая для удобрений. Прошло с постройки церкви немного и немало-113 лет. Первого июня нынешнего года жители села установили на месте бывшего алтаря крест, которого освятил благочинный протоиерей Николай Ермолаев.

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: