Кайбицкие зори
  • Рус Тат
  • Между прошлым и будущим

    В давние - предавние времена жил-был старик. И было у него три сына… И где только не жили эти исторические старцы, их Большие, Малые, Средние сыновья, положившие первые камни в основание больших деревень! Говорят, и в этих краях жил такой старик. Звали его Хайбулла. И говорят, что со временем превратился...

    Во-первых, как видно из исторических источников, Малые Кайбицы по своему возрасту намного старше Больших Кайбиц. Малые Кайбицы еще в далекие прошлые века были известны как Иске Йорт (старый дом - дом предков). И в старинных преданиях, и в документах наименование деревни сохранилось в таком виде. Деревня Малые Кайбицы считается одним из старинных поселений. Об этом говорят могильные камни на старом кладбище, которые относятся к тринадцатому, четырнадцатому, пятнадцатому векам. Если Иске Йорт, как наименование деревни, было удобным для старинных отметок, то уже при заполнении документов русского государства оно претерпело изменения. Одно из селений на берегу реки Берля отметили как Большие Кайбицы, а другое, то, что поменьше - как Малые Кайбицы.

    Во-вторых, в Буинском районе имеется и деревня Кайбицы, и деревня Новые Чечкабы. Известно и доказано, что в этих деревнях жили люди, направившиеся из Кайбиц туда, облюбовав степные земли, или же как «служивые татары». Они оставили здесь свои земельные участки, которые впоследствии им возвратили. (Полнее об этом можно прочитать в изданной недавно книге «Берлибаши - в сердце моем» - Р.Х.). Среди отправившихся были и такие знаменитые люди как дед Ризаэддина Фахретдина, Алкины, Тафкилевы.

    В-третьих, селения Большие Кайбицы, Малые Кайбицы, Берлибаши были значимые по месторасположению, так как располагались на большой - Московской дороге. Во все времена свою значимость эти селения не теряли. В свое время Петр I, проезжая наши края, заявил о Кайбицких лесах («Кайбицкие леса» - широкораспространенное в народе понятие - Р.Х.) - «это мое, это государево», угрожая расправой тем, кто посмеет к ним прикоснуться. Кайбицкие дубравы служили русскому флоту, широко применялись в строительстве Петербурга. Эти земли являлись центром работ по заготовке корабельного леса. Свою лепту во все времена Кайбицы вносили и в политику, и в экономику.

    Кажется, прочитав все это, мы убедились, что вековые леса являются основным богатством Кайбицкой земли. Вывод один - вряд ли, дед Хайбуш в одиночестве построил целую деревню. Значит, люди, впервые вступившие на кайбицкую землю, должны были быть приспособленными к проживанию в лесу! Только вот кто же они? И, наконец, откуда произошло наименование «Кайбыч»? Раз уж отвергли имеющуюся версию, то, наверное, сами должны представить новую? Здесь я должна раскрыть тайну: и сама идея статьи, и само открытие - это достижение заместителя Главы Кайбицкого района Рамиса Хаялиева и его единомышленников. В преддверии Дня рождения района, он спокойно разматывал кубок истории, был занят открытием достойной внимания новости.

    - Для того, чтобы обнародовать мое мнение, сформировавшееся вследствие обращения к различным историческим источникам, нужно было научное обоснование, - отметил Рамис Хаялиев. - Я доверил это одному из самых сильных ученых Татарстана, автору герба республики, патриоту Кайбиц, выросшему в Больших Кайбицах, изучавшему с большой любовью историю Кайбиц доктору филологических наук Назыму Ханзафарову. Он все обосновал научно.

    Значит, десять веков назад здесь жили приспособившиеся к лесной жизни племена буртас, и они занимались охотой на зверей и пчеловодством. Пчеловодство в наших краях - в крови наших предков. (Тема густых лесов, пчел, меда часто встречается и в книгах, посвященных истории близлежащих деревень.) И наименование района оказалось связанным именно с медом. Значит, имеем полное право называть себя родовыми потомками пчеловодов.

    В детстве я часто мечтала догнать горизонт. Видите, линия, где сомкнулись земля и небо, пролегает по вершине горы. Только добежим до вершины горы, горя желанием опереться спиной о горизонт, манящая нас волшебная линия отодвигается далеко-далеко в поле. Бежишь по полям, она же прячется в лесную равнину…

    В Кайбицах линия горизонта на удивление оказалась совершенно иной. (В Кайбицах я - человек новый. - Р.Х.) Особенно люблю я наблюдать границу земли и неба во время солнечного заката в розовато-фиолетовых окрасках. Обратите внимание, по вечерам над линией горизонта появляются сказочные видения: вырастают крылатые сосны, дубы-великаны. Интересно: если наблюдать с одного берега реки Берля - линия горизонта проходит над старым лесом, а с другого берега - обрисовываются очертания молодого леса.

    Будто они соединяют прошлое и будущее…

    Раиля Хаялиева

    Вот подтверждающее письмо Назыма Ханзафарова:

    «О наименовании Кайбиц в настоящее время имеется несколько предположений. Одно из них предлагает Р.Р.Хаялиев. По его мнению, данное наименование связано с переселением с запада занимавшихся пчеловодством буртасских племен (предки мишар). В десятом веке, когда еще не было земледелия, буртасы широко распространили в дубовых и липовых лесах охотоводство, рыболовство, пчеловодство. Не довольствуясь сбором меда диких пчел, они развешивали на деревьях улья, изготовленные из липовой коры. На зиму их специально укутывали. Места, где их было развешано много, называли КАБАЦЫ. По-мишарски звучало КАБА/Ц/ЧЫ - КАБЫК/Ц/ЧЫ. Здесь было возможно изменение и сокращение звука.

    С буртасами (вспомним деревню Буртасы) переселились и мордовские племена. В их языке много слов, близких к мишарским. Места развешивания дупел (кабык) называли КАБАЦЫ. Возможно, что тогда пчеловодов, называя КАБЫКЧЫЛАР, отделяли по роду занятий.

    В большом диалектологическом словаре татарского языка слово КАБУ разъясняется в связи с пчеловодческим делом. (Мурта капты башымны, 265 страница). Что означает: пчела ужалила в голову, так и сейчас говорят татары, разговаривающие на темниковском (Мордовия), ламбровском (Мордовия), кузнецком (Пензенская область) диалектах. Значит, к этому не имеет отношения мордовский язык. Пчела «знаменита» своим жалением - чагу(кабу). Поэтому неудивительно, что в диалектах пчеловоды значатся как КАБА/Ц/ЧЫ. Вспомним, произношение Ч=Ц у мишар.

    Это наименование может быть связано и с изготовлением пчелиных ульев из лип, кора которых выбрасывалась. Проходят года. Когда пришли русские, слово КАБА/Ц/ЧЫ изменилось на КАЙБИЦЫ. Татары, возможно, его изменили на КАЙБ/А/ЫЧ. Возможно также, что КАБАЧЫ или КАБЫКЧЫ, сохранив мишарскую основу, по-русски стало называться КАЙБИЦЫ.

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: