Кайбицкие зори
  • Рус Тат
  • О Шакуре-конокраде или заступнике бедноты

    Каждый уважающий себя человек должен знать не только историю края, в котором он живёт и трудится, но легенды и предания о своих земляках, которые передаваясь из поколения в поколение, дошли до наших дней. Думаю, я не открою Америку, если расскажу о Шакуре-караке, поделюсь с читателями газеты своими познаниями о его...

    Когда меня спрашивают, откуда я, в ответ слышу: «О, ты из Кайбиц, это же родина Шакур-карака!». Мало людей, кто не знает, что Чутеево, что около реки Кубня - родная деревня легендарного Шакура. Его имя знакомо каждому жителю республики, знают о нём и за её пределами, оно стало нарицательным. Шакур Рахимов (1861 года рождения) был главарём бандитов, которые орудовали в начале 20 века в Казанской губернии Цивильского уезда. Это была группа (её ещё называли шайкой), в составе которой были сыновья, родственники Шакура, люди преимущественно из бедных сословий. Она просуществовала более 70 лет. Свой промысел (конокрадство) он унаследовал от своего отца, даже прадеда и достиг в нём невиданных «вершин», став грозой всей округи. Количество краденых коней превышало мыслимые масштабы, он промышлял, говоря по-современному, во всех регионах России. Успеху способствовали хорошее вооружение и большая численность группы и несметное количество «средств передвижения», то есть хорошо откормленных и породистых рысаков. У Шакура было любимое выражение: «Шакур у своих не ворует и никогда их грабить не будет, он грабит за Волгой, где лежит большой капитал»

    В музее МВД РТ есть стенд Шакуру Рахимову с обвинительным заключением и приговором под названием «шакуровщина», в нём есть такие строки:

    «длительное время на территории Татарской, Чувашской АССР, Ульяновской и Нижегородской губерний терроризировала население банда уголовников во главе с атаманом Шакуром Рахимовым по кличке «карак». «Дело Шакуровцев» рассматривалось в Верховном суде Татарстана под председательством тов. Немцова, народных заседателей - членов ТЦИК товарищей Ибрагимова и Рагс, представители гособвинения, секретарь тов. Соболев (из приговора ). Но интересен факт, что население Кайбицкого района считает его защитником бедноты, представляет в образе деревенского благодетеля, друга бедняков, крестьянского Соломона, к которому прибегают, как к мудрецу, за советом и помощью. Существует множество легенд и рассказов о Шакуре. Об одной из них мне хочется рассказать и читателям газеты. «Как-то раз пришли в село с обыском урядники и понятые. Они зашли в дом Шакура во время чтения намаза и, из уважения к обряду, не стали прерывать, а молча стояли в ожидании окончания молитвы (намаз читается, нараспев, вслух). Быстро сориентировавшись, Шакур, не прерывая молитвы, не меняя мотива, ритма, интонации, начал давать указания жене: «Жена-а-а, ту но-вую ло-шадь со звез-дой вы-ве-е-ди из са-а-ра-а-я че-рез за-а-дний дв-о-ор».

    «Любовь» к лошадям, похоже, не угасает и в наши дни, только теперь орудуют уже другие конокрады. В моей судейской практике были случаи, когда из соседнего Батыревского района Чувашии на машинах за один «наезд» угоняли с конюшен по 4-5 лошадей. Но эта уже другая история.

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: