Кайбицкие зори
  • Рус Тат
  • Преподаватель музыки воплотила мечту в реальность

    Тридцать с лишним лет назад в третьем классе одной из Зеленодольских школ республики на уроке чтения ученики проходили произведение Владимира Маяковского «Кем быть?». По теме урока учитель задал на дом показать в рисунке свою будущую профессию. Большая часть класса нарисовала врачей, несколько учащихся нарисовали в рисунках поваров и водителей автобусов....

    Прошло несколько десятков лет с выпуска этого класса. Одни стали бизнесменами, бухгалтерами, токарями на заводах, мастерами на фабриках, другие - медсестрами, парикмахерами и домохозяйками. А одна из выпускниц этого класса стала учителем музыки. Той девочкой, нарисовавшей учителя у фортепиано, была я… Конечно, путь к этой профессии очень долгий: от музыкальной школы, музыкального училища до педагогического института, но он этого стоит.

    «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил видный пианист и педагог Генрих Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.

    Я преклоняю свое колено перед учителями, которые помогли мне сделать этот выбор и перед родителями, которые прошли весь этот путь со мной. Это, во многом, благодаря им я не сошла со своего намеченного пути и не потеряла интереса к великому искусству. И теперь уже я задаю такой вопрос своим ученикам: «Кем хочешь стать?» И хоть редко да слышу в ответ: «учителем музыки» или «певцом». Слышать эти слова от своих учеников дорогого стоит. А самое дорогое - это видеть своих учеников на большой сцене, слышать их голоса по радио, видеть их на встречах выпускников школы, на праздниках. Помню и поддерживаю связь со всеми своими учениками, даже если наше «общение», в силу жизненных обстоятельств, было недолгим. Ценю и люблю в учениках такие качества, как трудолюбие и желание узнать много нового, а также усидчивость - потому как лишь они, по моему убеждению, преимущественно дают результат в нашей совместной работе. А главное качество - бесконечную любовь к музыке, я как педагог, всеми силами стараюсь привить детям.

    Дети. Ребенок. Ученик… Переступив порог моего кабинета, он стал моим ребенком.

    Первая встреча с учеником… Она так волнительна и для него, и для меня. В первый раз мне неизбежно придется предстать перед ним как человек, которого он обязательно сначала будет рассматривать, разглядывать, изучать мою фигуру, рост, прическу, одежду. Он прислушается к моему голосу, к манере общения. Эти минуты первого знакомства очень важны - они часто решают судьбу наших дальнейших встреч. И мне не все равно, как он сегодня себя чувствует, сыт ли он, не мерзнет ли, какую оценку получил в школе и все ли хорошо дома. И как любая мать, готовая для своего ребенка отдать все, я готова помочь моему ученику и в познании мира, людей, и музыки. Уже изучив своих учеников, (их у меня шестнадцать), на мой вопрос: «Как дела?», ученик, еще не готовый к разговору, сухо ответит: «Нормально». В конце урока, после плодотворной работы или под впечатлением исполненной или услышанной музыки, он раскроется, и сам начнет разговор о планах, мечтах и самом сокровенном. Каждый ученик - это вселенная, каждый ученик - это целый мир. Он расскажет, попросит совета, иногда просто выговорится… И мне лично очень важен этот момент сотрудничества и доверия. Я понимаю, что этот момент ученик, возможно, запомнит на всю жизнь и когда-нибудь расскажет о нем своему приятелю, родителям или своим детям. Ведь мой предмет - это полет творческой мысли, фантазии, развитие таланта, духовного совершенства, урок воспитания личности. К сожалению, наша образовательная система слишком сильно увлеклась результатами, развитием конкурентоспособности чуть ли не с начальной школы. При этом мы совершенно забыли, что в педагогике нельзя все мерить результатами - часто важнее процесс. Из школы уходит творчество - его вытесняет натаскивание ребенка на результат. Ох уж, эти конкурсы! Кто только сейчас не проводит туры, отборы, прослушивания, фестивали? Конкурсы стали нашей повседневностью. Наверное, по-другому и нельзя. Выявить настоящий талант можно только в настоящей борьбе, в сравнении с другими, такими же устремленными, личностями. Наши дети постоянно участвуют в творческих соревнованиях, просмотрах, прослушиваниях, привыкая к повышенным требованиям современности. Но, все же, учиться музыке нужно не для того, чтобы победить в очередном конкурсе, поступить в музыкальный вуз, а просто так, ради удовольствия. Жизнь большинства моих учеников не будет связана с музыкой как профессией. В каждом из них разовьются те способности, которыми наградила мудрая природа. Но я верю, что в их душах всегда будет звучать настоящая музыка, не ожесточатся сердца и открытыми останутся для милосердия и сострадания. И моя роль в этом воспитании будет решающей…

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: