Школа, о школе, для школы… Выбор профессии в юности передо мной не стоял - я твёрдо знала, что буду работать педагогом…И вот уже 25-ый год я работаю в школе. Ульянковская школа - моя родная школа, единственное место моей педагогической деятельности. Учитель русского языка и литературы, классный руководитель, заместитель директора по...
Руководитель сельской школы…Стаж работы директором у меня небольшой, работаю всего пятый год. Управление школой в современных условиях, тем более сельской малокомплектной - сложный процесс, с поиском правильного выбора целей и задач, планирования, организации деятельности коллектива школы для повышения уровня обучения и воспитания, всестороннего развития личности и подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии.
Здание нашей школы до недавнего времени требовало необходимого капитального ремонта с привлечением больших денежных средств. В первый год моей работы директором по инициативе главы района Альберта Рахматуллина здание школы было капитально отремонтировано по республиканской программе.
Один в поле - не воин
Под моим руководством учителя, ученики, технический персонал. Кто поможет охватить все сферы деятельности, этот бескрайний океан работы? Заместители директора, те, через кого непосредственно осуществляется руководство. Часто вспоминаю фразу, произнесенную героиней фильма «Москва слезам не верит»: «Трудно руководить тремя, а когда трех научишь организовываться, тогда легко и с тремя тысячами».
Директором школы я стала в 2012 году, так что вроде судить об успехах образовательной организации покажется рановато. Но в самом деле, несмотря на небольшой промежуток времени, есть у нас и успехи, и достижения, которые достигли за эти годы. Вступая в должность, я осознавала, какие трудности ожидают меня.
В создании микроклимата, где учителю хорошо и комфортно работать, ключевой фигурой является директор школы. Любой директор желает, чтобы все в коллективе относились друг к другу по-товарищески, замечали даже незначительные успехи своих коллег, чтобы каждый желал с хорошим настроением приходить в школу. Не ошибусь, если скажу, что ежедневный труд директора - это постоянные компромиссы. Но их будет меньше, если мы будем придерживаться шести правил, сформулированных Дейлом Карнеги: Искренне интересуйтесь другими людьми. Улыбайтесь. Помните, что имя человека - это самый сладостный и важный для него звук на любом языке. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.Говорите о том, что интересует Вашего собеседника. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Мне, как директору, очень важно, чтобы это была команда единомышленников, любящих свою работу и учеников, творческих, сплоченных общими идеями профессионалов, способных к общению с учениками и их родителями. Например, мы планируем применить на практике новую технологию проведения долговременного модульного деятельностного педагогического совета как средства профессионального развития педагога в процессе реализации ФГОС. И не обязательно избавляться от пенсионеров и ждать молодых. Люди с опытом работы тоже нужны школе, если они не утратили свою компетентность, творческую инициативу и душой болеют за свою школу.
Важное место в работе администрации школы занимает работа с родителями. Визит родителей в школу основном связан с родительскими собраниями, случаями проблемных ситуаций, где происходит разбор конфликтных ситуаций и успеваемости обучающегося. Администрация нашей школы видит выход в том, что необходимо стимулировать родителей к простому человеческому общению, чтобы пересмотреть отношение к педагогу, к руководству школы, увидеть в них роль коллеги, товарища, соратника. Есть нечто общее, что может объединить: сплочение ученического коллектива, участие в общественно-полезном труде. Учащиеся совместно с родителями, учителями весной собирают березовые почки, летом - лекарственные растения. Вопросы конкретного ребенка прорабатываем индивидуально, а на всеобщее выносим вопросы общего характера: начиная с благоустройства территории и заканчивая вопросами безболезненной, успешной подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ, при этом, не забывая учесть нюансы будущей профессии. Немаловажную роль играет участие родителей в общешкольных мероприятиях, которые помогают упрочению связи «дети-школа-родители». Стараемся избежать формальности, строим отношения с родителями на взаимном доверии и доброжелательности. Примером этому является тот факт, когда родители нас поддержали в вопросе помощи по оснащению школы после капитального ремонта.
У нас имеется свой учебно-опытный участок, на котором выращиваем цветы, фрукты, ягоды. Но большую часть земли отводим для выращивания овощей для школьной столовой. В школе организовано двухразовое горячее питание со 100% охватом. На удешевление питания идут овощи и фрукты, выращенные на пришкольном участке. Как тяжела работа с землей, доказывать никому не нужно. На спонсорские средства мы приобрели мотоблок для обработки почвы. Он снял сразу массу вопросов.
Куда плыть "школьному кораблю"?
Ежегодно, подводя итоги очередного учебного года, я анализирую, какие задачи поставлю перед собой, своими коллегами на новый учебный год, куда и как поведу я «школьный корабль». Что меня волнует в первую очередь? Конечно, компетентность и профессионализм педагогов. Поэтому большое внимание уделяю методической работе. По моему мнению, итогом работы учителя должно быть мышление ученика: в какой мере у выпускников сформированы продуктивные мыслительные способности к порождению новых знаний, способности работы в открытых информационных пространствах, способности к образованию на протяжении всей жизни.
Школа должна быть такой, где ребёнок чувствует себя уютно и комфортно, где ощущает себя успешным независимо от полученных отметок. Именно в школе человек начинает строить свою маленькую карьеру, которая возможно и откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь. В моей школе работают амбициозные педагоги. Был период, когда мне приходилось уговаривать или даже заставлять учителей включаться в конкурсное участие, но позднее я выяснила, что это было связано, прежде всего, с их заниженной самооценкой. Теперь это в прошлом. Сегодня с удовольствием участвуем в предложенных конкурсах различного уровня и занимаем призовые места, и это при том, что у нас на сегодня всего 27 учащихся. На собственном примере как учитель русского языка и литературы прививаю коллегам желание участвовать в конкурсах и побеждать: я - победитель конкурса ПНПО-2007, гранта «Лучший учитель-2011», мои ученики - призёры Онегинских, Толстовских, Аксаковских, Кирилло-Мефодиевских, Камаевских чтений. И наши педагоги стали активными участниками конкурсов профессионального мастерства: «Учитель года», «Классный руководитель», «Педагог-организатор». Учитель информатики Фирнат Уметбаев стал участником республиканского этапа конкурса «Учитель года-2017» в номинации «Педагогический дебют». Два года подряд по жеребьёвке в нашу школу приезжала республиканская комиссия по оценке подготовки общеобразовательных учреждений к новому учебному году: в 2014 году мы заняли третье место в зоне, в 2015 году - четвертое место среди семи районов Заволжской зоны. Деятельность школьного коллектива многофункциональна: мы сдаём нормы ГТО, плаваем в бассейне, катаемся на коньках в ледовом катке, обкашиваем дороги, запасаем веточный корм, работаем на зернотоку, лепим снежные фигуры; ездим на экскурсии; собираем лекарственные травы; участвуем в спартакиаде работников образования, являемся активными волонтерами и участниками выборов и референдумов.
Сегодня директор школы не только определяет приоритеты развития своего образовательного учреждения, но и несет за это полную ответственность. Ответственность высока, огромны духовные затраты. Но тем почетнее труд, тем полнее радость руководителя от осознания важности и полезности дела, которому ты посвящаешь жизнь.
Легко ли быть директором сельской школы? Он работает под строгим контролем местного населения, которое не спустит ему любой промах. А если личность руководителя нравственно безупречна, он становится советчиком в вопросах образования, воспитания, семейных и бытовых. В селе директор школы в глазах односельчан ассоциируется со словом «государственный человек»: так как принимает обязательное участие в работе органов местного управления, в решении важнейших проблем жизни села. Это потому, что мыслить директор вынужден масштабно: судьба села и школы находятся на одной чаше весов. Много проблем накопилось на селе сегодня: безработица, отток молодежи в поисках лучшей жизни. Если будет жить село - будет будущее у школы. Моя задача: грамотно и умело использовать все методы и приемы мотивации, чтобы они способствовали получению обучающимися хороших качественных знаний, устроенности в будущей взрослой жизни и показать оппонентам, которые выступают за ликвидацию сельских малокомплектных школ, пока в школе есть несколько десятков обучающихся - она имеет право жить, какая бы экономическая ситуация не была в стране.
Детям надо отдаваться без остатка. Школа должна стать вторым домом и для учеников, и для преподавателей. Моя работа для меня давно перестала быть просто работой. Она превратилась в смысл, который каждый человек ищет в своей жизни.
Достигла ли я того, что наметила? Наверное, нет. Но, я надеюсь, у меня будет время, чтобы задуманное выполнить… Хотела осветить свои управленческие ошибки, но, оказалось, что их почти нет. Кроме той, которую условно можно назвать «Я сама…». В начале моей управленческой деятельности мне казалось, что никто, кроме меня, не знает, как надо правильно работать. Позже я поняла, что каждый должен заниматься своим делом, трудиться в той области, которая нравится, проявлять инициативу и брать на себя ответственность за то, что делают. Я стала поощрять инициативу, ставить интересные задачи и доверять профессионалам. Команда ценит руководителя, если он уважает каждого ее члена. И до сих пор мы с коллективом вместе решаем школьные проблемы и добиваемся определенных результатов.
Нет комментариев