Кайбицкие зори
  • Рус Тат
  • Почему юные читатели из Кайбиц предпочитают современных героев «советским»?

    - Сейчас дети не то что книги, даже советские мультфильмы не смотрят! Как не пыталась на днях сына и дочку завлечь моим любимым с детства «Фунтик»ом - нет, не вышло: дети настояли на своем, пришлось переключить на «Смешарик»ов! - жалуется одна мама другой. Вторая в ответ лишь вздыхает, мол, это...

    Думаю, такие разговоры не раз приходилось слышать и вам. А может, ваши дети тоже предпочитают современных героев «советским»?

    - К нам приходят дети дошкольного возраста и учащиеся начальных классов, и, к сожалению, приходится констатировать факт: сейчас читают меньше, чем лет 10-20 назад. В библиотеку ходят лишь те, кто читает постоянно, с упоением, - говорит методист Кайбицкой детской библиотеки Эльмира Хаялиева. - Больше, конечно, берут книги на русском языке - из списка литературы по чтению. Есть издания, на которые выстраивается очередь, сейчас у нас любимая книга - Гарри Поттер.

    - А любимые нами книги Волкова о девочке Элле, серия книг Носова о Незнайке и его друзьях? Их еще читают? Помню, мы в начальных классах читали их под одеялом с фонарем? - решила я поинтересоваться.

    - Их тоже берут, но редко. Ребята предпочитают читать о героях современности… - такой ответ несколько озадачил.

    Неужели перестали читать про Алису Селезневу, которая отважно боролась с космическими пиратами? Или о приключениях Электроника? Получается, целые миры пылятся на полках, так и не доходя до читателей?

    - Постоянно посещают библиотеку учащиеся 1-7 классов, - отмечает методист Кушманской сельской библиотеки Гулия Сафиуллина. - Учащиеся старшего возраста приходят за художественной литературой из школьной программы. Получается, что скорее по необходимости, чем по велению души. Родители, конечно, скажут: какое там чтение, у школьников почти не остается свободного времени! За 20 лет работы в библиотечной сфере могу сказать лишь, что любителей почитать меньше не стало, изменились лишь источники. Многие обращаются к электронным книгам, ищут нужную литературу в интернете…

    Как отмечает Гулия Сафиуллина, в 1-2 классах дети читают сказки, затем переходят к приключенческому жанру (того же Волкова, оказываются, читают и сейчас!) Читателей 5-7 классов больше привлекают рассказы о жизни сверстников. В читальной комнате ребят привлекают яркие, красочные журналы - благо теперь их предостаточно как на русском, так и на татарском языке.

    - Привлекаем детей как можем - устраиваем для них интересные мероприятия, часто - совместно с педагогами школы. Главное, заинтересовать ребенка, найти в его внутреннем мире место для книги, - считает методист.

    Мероприятия для детей проводятся и в детской библиотеке в Больших Кайбицах. На днях здесь побывали дети из Старочечкабской школы - многообразие книг их приятно удивило. Эльмира Хаялиева и заведующая детской библиотекой Люция Газимзянова рассказали им о новинках, попросили рассказать о любимых авторах.

    - Есть дети, которые уже в дошкольном возрасте приобщаются к чтению - чаще всего это выпускники детского сада, - поделилась мнением преподаватель начальных классов Люция Габидуллина. - С ними интересно работать, адаптационный период проходит легко во многом за счет того, что у них развито мышление, кругозор шире.

    «Передвижные библиотеки», как оказалось, еще не перевелись. Эльмира Хаялиева устраивает для детей из детского сада села Большие Кайбицы занятия по громкому чтению. Хоть и не часто, приезжают юные гости и из других сел. Делать такие экскурсии регулярными не получается по причине отсутствия транспорта.

    А ведь было время, когда к столу библиотекаря строились очереди. Помню, на одной из встреч об этом обмолвилась Сагиря ханум Ярхамова, работавшая в детской библиотеке именно в те годы, когда книгу читали всей страной. Тогда меня удивили ее слова: «Здание библиотеки находилось во дворе школы, во время перемен дети валили к нам толпами - места не хватало, даже пришлось составить график посещений…»

    Тепло вспоминает годы работы в библиотеке и Марьям ханум Шафигуллина, она руководила Централизованной библиотечной системой в 1991-1998 годы.

    - Фаягуль апа и Сагиря апа знали, как завлечь юных читателей. Посещали жителей села на дому - брали новинки в руки и ходили по домам, а как же иначе вести пропаганду? Такие меры не помешало бы возродить. Библиотекарь должен знать, о чем книга, какого читателя она заинтересует. С детьми работать проще, они интересуются многим, во все времена рекомендуется работать сообща с педагогами школ. Думаю, учителя будут только рады такому сотрудничеству: читающий ученик выгодно отличается от сверстников, обходящих книгу стороной. Сидеть и ждать, пока кто-нибудь заглянет в святую обитель - это не современный метод. Потенциальному читателю нужно давать информацию, активно завлекать. Думаю, закон рекламы и здесь принесет свои плоды, - уверена специалист.

    Да и не мешало бы пересмотреть часы работы библиотеки. Не каждый может позволить себе сбегать за книгой (!) в рабочее время - с 8 утра до 5 часов вечера. А Кайбицкая библиотека работает именно в эти часы…


    Психологи и педагоги советуют: читать детям необходимо начинать как можно раньше. Это не только развивает ребенка, но и дает возможность объединиться с ним на каком-то общем интересе, действии, то есть способствует теплым эмоциональным отношениям.

    Список рекомендуемых книг для чтения

    1. Мамин-Сибиряк Д.Н. «Серая шейка»

    2. Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей»

    3. Драгунский В.Ю. «Денискины рассказы»

    4. Успенский Э. «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья»

    5. Волков А. «Волшебник изумрудного города»

    6. Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

    7. Гайдар А.П. «Чук и Гек»

    8. Александрова Т. «Домовёнок Кузя»

    9. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»

    10. Андерсен Г.Х. «Гадкий утенок»

    11. Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»

    12. Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»

    13. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»

    14. Лагин Л.И. «Старик Хоттабыч»

    15. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

    16. Ларри Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

    17. Распэ Э. «Путешествия барона Мюнхгаузена»

    18. Родари Д. «Приключения Чипполино»

    19. Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», «Пеппи-Длинныйчулок»

    20. Кэрролл Л. «Алиса в стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье».

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: