С развитием науки и техники некоторые профессия исчезают с лица земли, теряют свою ценность. Сегодня уже редко можно повстречать ремесленника, изготавливающего сбрую для лошадей, потому что данный промысел теряет былую актуальность. Еще недавно она была одной из профессий, чей товар пользовался большим спросом.
Гадельхак Миннуллин из Муралей - мастер изготовления конской амуниции - это ремесло освоил очень давно. С пятнадцати лет самостоятельно запрягая лошадей, в колхозе работал до шестидесяти пяти лет. Как же он стал заниматься этим делом? Кто научил? Ответ очень прост: в пору, когда в колхозе насчитывалось более двухсот лошадей, имелись и табун, и пастухи, и шорники. С конем, имеющим уздечку, хомут, сбрую можно выполнять любую работу! Гадельхак, наблюдая за работой шорников, постепенно и сам научился данному делу. И превратил его в профессию всей жизни. Шорник, мастерство которого росло с каждым днем, со временем начал не только сбрую обновлять, но изготавливать и телеги, и повозки.
Гадельхак абый - дитя войны. В его детскую память врезались годы Великой Отечественной войны.
- Мне было всего лишь пять-шесть лет. У соседки напротив временно проживали немцы. Эти пленные немцы прокладывали железную дорогу на станции Куланга, что в семи километрах от нашей деревни. На работу каждый день ходили пешком, а я всегда считал их. Помню до сих пор - десять солдат. В зимние холода солдаты в шинелях возвращались промерзшими до самых костей. После завершения работы их отправили строить железную дорогу Казань-Ульяновск, - рассказал он.
Среди парней, которые в 1951-1954 годы уехали на рубку леса в Лаишевский и Тетюшкий районы, был и Гадельхак.
-Помню, как мы около ста человек верхом на конях отправились в Лаишево. Живя в деревне Япанчы, рубили лес. До строительства Куйбышевского водохранилища на Волге дома этой деревни переселили в самую ближайшую деревню Атабаево, которая находилась в трех километрах. Для Япанчы была угроза остаться под водой. Срубленные нами деревья увозили на завод для производства красок. Через два года нас направили в Тетюши. Там деревья грузили в баржи, - вспоминает он прошедшие годы жизни. - Осенью 1954 года ушел в армию. Четыре года служил в Польше заведующим складом в авиационной части.
Возвратившись домой, свою жизнь связал с лошадями. Как сегодня помнит он свои скачки на Сабантуе. На национальном празднике в Бурундуках, Больших Кайбицах, Кушманах, Муралях состязались по двадцать скакунов. По его словам, на колхозной работе запрягали по три лошади и таким образом убирали урожай, молотили зерно. Лошадь была главным помощником человека - время было такое, техники не было. Если прежде лошадь держали почти в каждом хозяйстве, то теперь их можно сосчитать по пальцам. У моего героя пятеро детей - трое дочерей, двое сыновей. Только вот супруга Сания, с которой прожили бок о бок пятьдесят лет, ушла в мир иной. Каждый из детей, создав семью, обрел свое место в жизни. Тропинка в родной дом не зарастает, они заботятся об отце. К тому же, он - счастливый дедушка, потому что подрастают одиннадцать внуков, девять правнуков. Соседи всегда интересуются его самочувствием. В день моего визита приехал сын Мансур.
Отец любит лошадей, поэтому всегда их держал. Всего несколько лет назад перестал ухаживать, годы берут свое, трудно стало ему заботиться о животных. Но сбруей занимается по сей день - это его любимое увлечение. Никому из обратившихся не отказывает в помощи, - сказал сын.
Для Гадельхака Миннуллина, которому уже 81 год, это занятие - и утешение, и отрада. Наверное, любящие свою профессию люди с годами получают от нее все больше вдохновения.
А для тех, кто хочет получить у него мастер-класс, двери открыты всегда.
Нет комментариев