Кайбицкие зори

Кайбицкий район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Письмо деду-фронтовику написала его внучка Айзиля Абдрахманова из Бурундуков

Мой дед Абдрахманов Гусман Зайнуллович родился 23 авгус­та 1923 года в селе Бурундуки. До войны окончил Верхнеуслонский сельскохозяйственный техникум и работал бухгалтером в колхозе. На фронт его отправили 9 мая 1942 года, был курсантом 3-го Ленинградского пехотного училища. Воевал на Донбассе в войсках 1 Кавказского фронта. Участвовал в освобождении городов Таганрог, Макеевка. В сентябре 1943 года был тяжело ранен. Домой вернулся только в 1947 году.

Дедушка, знал ли ты, что у тебя должна родиться еще одна внучка? Будем знакомы: это я, средняя дочь Айрата. Да, средняя. У меня есть и сестренка, сейчас нас в семье три девочки.
Трудно писать человеку, которого никогда не видела. Не знаю, с чего начать. Вчера рассматривала твои медали, их так много: Орден Отечественной войны I степени, ”За победу над Германией“, ”За боевые заслуги“, медаль Жукова и много других наград.  Удивительно, сколько раз ты рисковал жизнью, смотрел смерти в глаза. Воевал на 1 Ленинградском фронте, на Донбассе. Обо всем, как было на войне, что ты видел, я хотела бы услышать от тебя. Но родители и бабушка говорят, что ты не любил рассказывать о войне. На мой вопрос: «Каким  был  мой  дедушка?», говорят о тебе  только хорошие слова: “Добрым, спокойным, умным, великодушным”.
Когда родители уходили на работу, мою старшую сестру Айгуль дома оставляли с тобой. По словам матери, ты ни на секунду не оставлял ее без внимания, не выходил из комнаты, пока они не возвратятся. Я немного завидую ей: она знала тебя, говорила тебе “дедушка”. А я тебя не видела.
В июле 2002 года на рассвете ты навсегда закрыл глаза. До моего рождения оставалось 4 месяца. Мама в то время находилась в больнице. В то утро ты приснился ей, как будто пришел попрощаться с нами и дать свое  благословение. В тот день мама чувствовала себя неважно, у нее повысилось давление. Потом приехал папа и сказал, что тебя не стало. Вот так мы и не встретились: ты не смог полюбоваться еще одной  внучкой, а мне довелось смотреть на тебя только с фотографий. Однако, фото – это только изображение. Оно не передает твоего голоса, характера. Как ты смеялся? Появлялись ли в эти минуты морщинки на твоем лице? А как ты ходил: быстро, большими шагами или наоборот? Какие блюда любил? Чем заниматься? Читал ли газету, как отец, во время еды? Узнать бы обо всем! Но, к сожалению, нет возможности...

Пойду по твоим стопам

Перебирая документы, мама нашла твой диплом об окончании учебного заведения. Надо же, шесть оценок из семи –  «отлично»! Ты был хорошим математиком, работал бухгалтером во многих организациях. В этом я похожа на тебя. Сейчас учусь в десятом классе. С тех пор, как стали решать задачи, очень люблю математику. Часто думаю, что, возможно, буду учиться в этом направлении, но потом передумываю: боюсь, что не осилю. Нравится и химия, интересуюсь также и языками. Иногда думаю, что пойду по стопам сестры – буду филологом, и уже на следующий день понимаю, насколько важна для меня математика. Может быть, дедушка, я пойду по твоему пути.
В этом году и акция “Бессмертный полк” прошла онлайн. По просьбе учителей каждый из нас сфотографировался с портретами бабушек и дедушек, написал о них информацию. В последнее время меня беспокоят мысли об акции “Бессмертный полк”. Все ли достаточно глубоко понимаем важность этого мероприятия? Мы шествуем к памятнику в центре села, держим в руках портреты наших бабушек и дедушек, поем песни. Затем выступаем с концертом в саду дома культуры. Благодарим тружеников тыла, бабушек и дедушек, чье детство пришлось на годы вой­ны, рассказываем стихи, поем. На этом праздник Победы  заканчивается. А то, какие трудности пережили наши ветераны, со всей глубиной не понимаем.

Почему они плачут?
Однажды мне пришлось рассказать стихотворение Мусы Джалиля. Выхожу на сцену и начинаю рассказывать. Я декламирую, а пожилые плачут, у всех слезы на глазах. В голове промелькнуло: «Вот как я могу рассказывать стихи, раз все плачут!». И тут же стало так стыдно, что готова была провалиться сквозь землю. Как я могу так думать?! Война. Смерть. Счастье, украденное войной. Вот почему они плачут!
Миллионы людей рисковали своей жизнью, чтобы будущее поколение было счастливым, они не вернулись домой, погибли на поле боя. А мы?! А мы знаем цену этим жертвам? Задумываемся ли мы, чьи это родственники, читая на мемориальной доске фамилии не вернувшихся с войны?
Хотя война закончилась 75 лет назад, раны до сих пор не затянулись, потому что еще живы ветераны войны и труженики тыла, пережившие трудности тех кровавых лет. Но с годами не забудутся ли их подвиги и эти страшные годы? Ряды ветеранов редеют. Через два десятилетия не будет среди нас не только ветеранов, но и детей того времени, не будет живых свидетелей, напоминающих об этом варварстве. И я боюсь, что со временем люди забудут эти трагические для нашей страны дни.
Дедушка, будут ли праздновать Победу через 300 лет? Или забудут? А через 500 лет не скажет ли какой-нибудь школьник, что ему не нужно изучать войну, которая была очень давно. Как-то тяжело становится от этого на душе. Если ваша кровопролитная борьба с фашизмом будет обесценена, мне стыдно за будущее поколение.
Дедушка, как ты думаешь: можно ли скучать по человеку, которого никогда не знал? А я вот скучаю! По тебе скучаю! Скучаю по играм, не сыгранным с тобой, не сказанным словам, по несостоявшимся встречам. И каждый день благодарю тебя: спасибо тебе за Победу, за мирные и счастливые дни!

Айзиля Абдрахманова.Бурундуки

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев